МБОУ СОШ №5
|
Комплексный анализ текста |
Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к части С (ЕГЭ) |
Выполнила: Зурова Мария Григорьевна |
Февраль 2013 года |
|
Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом.
Задачи:
Образовательные: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, умения выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слова, синтаксический разбор простого осложнённого и сложноподчинённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения — рассуждения по прочитанному тексту.
Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, развитие различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса научной терминологией, развитие умения рефлексии.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представлений, систему идеалов, отношений, формирование культуры исследовательской деятельности, уважительного отношения к слову.
Оборудование:
Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту.
На рабочих столах учащихся экземпляры текста (См. Приложение 1), памятки для написания сочинения-рассуждения по тексту.
Структура урока:
I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.
IІ. Орфоэпическая пятиминутка;
III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.
IV. Сравнительно-сопоставительная характеристика стихотворений.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VІ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов, вспомним материал предыдущего урока, а именно: наречие. Тема нашего урока “Комплексный анализ текста”.
ІІ. Орфоэпическая пятиминутка.
Задание 1
В каком слове ударение на первом слоге?
1) досуг
2) поняв
3) созыв
4) гербовый
Задание 2
В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
1) документ
2) каракуль
3) позвоним
4) тенденция
Задание 3
В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) лечо, дефис, дралась
2) приняли, наискось, досуха
3) завидно, изыск, квартал
4) кухонный, добыча, допив
Задание 4
В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) портовый, процент, досуг
2) клялась, торты, искоса
3) замкнутый, звонница, навзничь
4) древко, живность, приняла
Задание 5
В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?
1) красивее, прислала, агент
2) закупорить, допивший, километр
3) выключить, сорвала, заперлась
4) прибрала, аноним, алфавит
Задание 6
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) закУпорить
2) договОр
3) досУг
4) газопрОвод
Задание 7
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тОрты
2) сирОты
3) лОмоть
4) тУфля
Задание 8
В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) некролОг
2) катАлог
3) звОнит
4) цЕпочка
Задание 9
В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прИнять
2) бАловать
3) щавЕль
4) углУбить
Задание 10
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) фенОмен
2) сАбо
3) пиалА
4) диспансЕр
Бланк ответов орфоэпия
Номер задания | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
|
|
|
| Х |
|
| Х |
|
|
2 |
| Х | Х |
|
|
|
|
|
| Х |
3 |
|
|
| Х |
|
| Х |
| Х |
|
4 | Х |
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.
«Когда идешь темной ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу… Я работаю, как никто в уезде, судьба бьет меня, не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька».
В приведенном монологе доктора Астрова повторяются существительное огонек и глагол бить, употребляемые в разных значениях. Благодаря использованию в тексте одних и тех же слов в прямом и переносном значениях, достигается особая выразительность, переносное значение воспринимается более ярко в результате сопоставления с прямым значением. Особая роль в данном отрывке слов огонек и бить подчеркивается не только их повтором, но и порядком слов. Порядок слов, одинаковый в случаях употребления этих слов и в прямом, и в переносном значениях, усиливает связь, соотносительность этих слов и предложений: в дали светит огонек – у меня вдали нет огонька; ветки, которые бьют тебя по лицу – судьба бьет меня, не переставая.
При анализе отрывка из пьесы Чехова, отвечая на вопрос: «Какие слова, повторяясь в тексте, употребляются в разных значениях?», учащиеся, кроме слов огонёк и бить, отмечают ещё и наречие вдали («вдали летит огонёк»), («у меня вдали нет огонька»). И это тоже справедливо: употреблённое в первом предложении слово приобретает метафорическое значение, и в нашем сознании возникает образ, связанный не столько с местом, расстоянием, сколько со значением временным: вдали – впереди – в будущем… И в данном случае повтор – это «то же, да не то же» (так писал А.А. Реформатский, говоря о словах-синонимах).
Особая роль в воспитании у учащихся чувства языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову принадлежит анализу поэтического текста, так как поэзия, говоря словами К.Г. Паустовского, «возвращает слову его первоначальную свежесть».
IV. Сравнительно-сопоставительная характеристика стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
…Простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары;
Благодарю тебя. Тобою,
Среди тревог и в тишине,
Я насладился… и вполне;
Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.
(А.С. Пушкин)
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
(М. Лермонтов)
1. Найдите слова, которые встречаются и в первом, и во втором текстах. В каких значениях они употребляются? Как влияет на изменение значения слова контекст?
2. Выпишите из текстов антонимы (в том числе контекстуальные). Что достигается благодаря их использованию?
3. Найдите в текстах слова, стилистически окрашенные (обратитесь к словарю). Какова их роль?
4. В каких значениях употребляются в текстах многозначные слова дар, буря, путь, жар, ясный, легкий, новый? Какие слова употребляются в переносном значении? Какова их роль в текстах?
5. Можно ли, если читаешь впервые стихотворение Лермонтова «Благодарность», правильно выбрать тон чтения, прочитав только название стихотворения и первую строку? Почему?
6. Проанализируйте пунктуацию текстов. Как вы можете объяснить роль многоточия в текстах Пушкина (9-я строка) и Лермонтова (6-я строка)?
Анализ
Текст А.С. Пушкина — это лирическое отступление из шестой главы романа «Евгений Онегин». Вспоминая прошлое, поэт искренне благодарит жизнь «за все, за все… дары» и думает о будущем «с ясною душою». Стихотворение М.Ю. Лермонтова называется «Благодарность». Интересно отметить, что оно было написано в 1840 г., когда поэту было 26 лет (столько же лет было и Пушкину, когда он создавал шестую главу романа «Евгений Онегин»).
Написанные на близкие темы, строки Пушкина и Лермонтова поражают нас своим несходством: если Пушкин, повторяя слово благодарю, искренне признателен судьбе «за шум, за бури, за пиры» и устремлен в будущее, то у Лермонтова слово благодарю звучит мрачно, даже иронически, а стихотворение завершается мыслями о смерти.
Сходство-различие двух поэтических текстов является отражением мироощущения их авторов, неповторимой индивидуальности их души и поэтического дара.
Слово благодарю является ключевым и для первого, и для второго текстов (и у Пушкина, и у Лермонтова оно повторяется два раза). И в том, и в другом тексте встречаются слова мученья (у Пушкина — милые мученья, у Лермонтова — тайные мучения страстей), душа (у Пушкина — с ясною душою, у Лермонтова — жар души, растраченный в пустыне), жизнь (у Пушкина — от жизни прошлой отдохнуть, у Лермонтова — обманут в жизни был).
В текстах используются слова-антонимы. У Пушкина — шум — тишина, новый — прошлый (эти прилагательные можно назвать контекстуальными антонимами). У Лермонтова: враги — друзья (нельзя не заметить, что в контексте «за месть врагов и клевету друзей» противопоставление слов враги — друзья не создает антитезы; слова-антонимы как бы сближаются в данном контексте, их противоположность становится мнимой, ложной). Однако антитеза, так характерная для художественного мира Лермонтова, в стихотворении «Благодарность» присутствует: это противопоставление жара души поэта, которая стремится к единению, гармонии, страдает от непонимания, одиночества (не случайно три раза повторяется слово я), и пустоты, холода окружающего его мира («…за жар души, растраченный в пустыне», переносное, метафорическое употребление слова пустыня способствует созданию антитезы).
Анализируя пушкинский текст, можно отметить употребление в переносном значении слов буря, путь, ясный.
В текстах используются слова, имеющие стилистическую окраску: дар (высок.), ныне (высок., устар.) — у Пушкина; отныне (книжн.) — у Лермонтова.
В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие. Сходство — в использовании предложений с однородными членами (предлог за повторяется в пушкинском тексте восемь раз, у Лермонтова — семь раз). В тексте Пушкина нельзя не отметить использование односоставных предложений, двусоставное предложение только одно, только один раз употребляется местоимение я, хотя во всем отрывке это я незримо присутствует в определенно-личных предложениях («благодарю…», «пускаюсь ныне в новый путь…»). В определенно-личном предложении «…простимся дружно, о юность легкая моя!» ощущается присутствие слова мы: я поэта и его прошлая жизнь, «юность легкая», находятся в единении, в гармонии… Иначе у Лермонтова: в стихотворении «Благодарность» слово я повторяется три раза, в этом тексте нигде не может ощущаться присутствие мы, нет в стихотворении и восклицательных предложений (у Пушкина используются два восклицательных предложения, одно из них — предложение с обращением).
Если воспринимать слова жар души, тайный как ключевые в стихотворении Лермонтова, то в нашем сознании возникает перекличка, диалог с другими контекстами.
Наконец вспоминается текст, казалось бы, о другом. Текст, написанный поэтом о поэзии и о жизни. Этот отрывок из книги М. Цветаевой «Мой Пушкин»: «Есть у Блока магическое слово: тайный жар… Слово-ключ к моей душе — и всей лирике:
Ты проклянешь в мученьях невозможных
Всю жизнь за то, что некого любить,
Но есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.
Поможет жить. Нет! и есть — жить.
Тайный жар и есть — жить.
И вот теперь, жизнь спустя, могу сказать: все, в чем был этот тайный жар, я любила, и ничего, в чем не было этого тайного жара, я не полюбила…»
Так слова жар души, ключевые для поэзии Лермонтова (вспомним еще из стихотворения 1831 года: «Под ношей бытия не устает и не хладеет гордая душа…»), вступая в смысловой диалог с другими контекстами, как бы сближают поэтический мир Лермонтова, Блока, Цветаевой…
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Комплексная работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь курса русского языка и литературы, что создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
VІ. Информация о домашнем задании.
Вам предстоит написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту (приложение 1).
ПЛАН:
Вступление: сведения об авторе, характеристика актуальности темы или субъективное отношение к предмету разговора.
Основная часть.
1. Критерий 1: формулировка проблемы, поставленной в тексте (какие вопросы автор поднимает в тексте).
2. Критерий 2: комментарий к проблеме, характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте.
3. Критерий 3: авторская позиция.
4. Критерий 4: выражение собственного мнения, приведение не менее двух аргументов, доказывающих вашу точку зрения или подтверждающих авторскую, или примеров. (Учитель приводит примеры из художественных произведений)
Приложение 1
(1)Этот человек не родился в семье лесничего, не заканчивал ни лесной институт, ни техникум, не возглавлял лесничество и, конечно, не делал карьеры в лесном деле. (2)Но он сегодня (это могут подтверждать односельчане и коллеги) и лесничий, и инженер по посадке, охране и защите леса.(3) В этой должности он с 1998 года по настоящее время.
(4)Это Анатолий Фёдорович Михеев, учитель математики нашей школы.(5) Родился Анатолий Фёдорович в июне 1960 года в деревне Шумшеваши Красночетайского района Чувашской Республики. (6)Вот что он рассказывает о себе: (7)«С детства в каждом из нас живут строки поэта И. Сурикова: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…». (8)Говорят, люди, где родились и вскормлены к тому месту великую любовь имеют.
(8)Свои истоки любовь к родине каждый человек берёт в родных местах — отчем крае, чей светлый образ навсегда останется в сердце каждого.
(10)Шумшеваши — моя малая родина, родная деревня, здесь моё детство прозвенело, здесь течёт моя жизнь. (11)Здесь моя семья и мой маленький лес, куда я спешу каждое утро, чтобы пообщаться с моими друзьями».
(12)В 5 километрах от районного центра расположена красивая деревня Шумшеваши.(13) Семья Михеевых трудолюбивая, почитаемая селянами, многодетная: 4 брата и 1 сестра. (14)Дети с отличным, отменным здоровьем и жизнелюбием. Единственное, чего не хватало им, то это отцовского надёжного плеча (погиб, когда Толе было 8 лет).(15) Мать-Вена Архиповна- с детства старалась воспитывать в детях душевную теплоту, уважение к людям труда и любовь к природе.
(16)Постоянная забота о том, как сделать свою деревню ещё красивей, постепенно дала свой результат. (17)Анатолий Фёдорович за околицей деревни с 1998 года растит рощу. (18)Жители ходят в лес даже зимой, чтобы полюбоваться стройными кудрявыми берёзами и молодыми елями.(19)«Здесь я познал притягательную силу живой природы, её поэзию, очарование,- продолжает свой рассказ любитель леса. (20)Роща привлекает, манит к себе всем: земляникой и орехами, песнями птиц и грибами, красотой восходов и закатов солнца…(21)Это чувство, постепенно разрастаясь, становится уже привычкой.(22) Я ищу любой предлог побывать там, побывать просто так, подчиняясь велению сердца. (23)Только здесь проникся благоговенем и душевным трепетом, прирос сердцем к родному истоку, чувствуя его гармонию и величие».
(24) В 2008 году Анатолий Фёдорович начал посадку нового леса на другой стороне своей первой рощи.(25) Тянутся молодые ёлочки, набирая силу и энергию для роста, украшая окраину деревни и каждый день радуя не только своего хозяина, но и односельчан.
(26)«Да и как можно не любить эти края? (27)Белые трепетные берёзки, посаженные твоими руками, вольные просторы лугов и полей, румяное лето со своими огненными зорями и зиму, укрывающую всё вокруг мягким пушистым одеялом снега, соловьиные трели и добрые лица людей — как, ну как всё это можно не любить?
(28)Увы, но современная молодёжь зачастую забывает такие слова как «Родина» и «патриотизм», и всем нам надо учиться беспредельной любви к Родине, широте и искренности; нежной любви к живой природе, способности всем сердцем отзываться на происходящее вокруг. (29)И всё это начинается с любви к родному краю.
(30)Вы спрашиваете, за что я люблю свою малую родину, свою землю?
(31)А их не любят за что-то, их любят просто за то, что они есть, за то, что ты здесь родился и вырос, за то, что это то единственное, что никогда не отнять у человека.(32)Любой из нас обязан любить свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом, свой край и свою Родину. (33)Ради них и своих односельчан я и сажал эти деревья. (34)Они навсегда останутся в моём сердце, наполняя душу сладким трепетом при каждом воспоминании о них».
Использованная литература
Пахнова, Т.М. Русский язык, 11 кл.: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы/ Т.М. Пахнова М.:Дрофа, 2002 – 127 с.
ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА. Официальный сайт МАОУ СОШ №37 г. Уфы. Web: http://school37ufa.ru/help/12-3/939-2011-08-25-05-48-06.html
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов «Язык в сферах общения» Жуковой Веры Васильевны. Web: https://festival.1september.ru/articles/572759/
Бабайцева, В.В. Русский язык. 10-11кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ В.В. Бабайцева – М.: Дрофа, 2008 – 448 с.
г. Углегорск, Сахалинская область