Комплексный анализ текста (в рамках подготовки к заданию С) 11 класс

МБОУ СОШ №5


Комплексный анализ текста

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к части С (ЕГЭ)


Выполнила: Зурова Мария Григорьевна


Февраль 2013 года









Цель урока:  совершенствование умений и навыков работы над текстом.


Задачи:


Образовательные: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, умения выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слова, синтаксический разбор простого осложнённого и сложноподчинённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения — рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, развитие различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса научной терминологией, развитие умения рефлексии.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представлений, систему идеалов, отношений, формирование культуры исследовательской деятельности, уважительного отношения к слову.

Оборудование:


  1. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

  2. Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту.

  3. На рабочих столах учащихся экземпляры текста (См. Приложение 1), памятки для написания сочинения-рассуждения по тексту.



Структура урока:


I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

IІ. Орфоэпическая пятиминутка;

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

IV. Сравнительно-сопоставительная характеристика стихотворений.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VІ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.







Ход урока


I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.


Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов, вспомним материал предыдущего урока, а именно: наречие. Тема нашего урока “Комплексный анализ текста”.


ІІ. Орфоэпическая пятиминутка.


Задание 1

В каком слове ударение на первом слоге?

1) досуг
2) поняв
3) созыв
4) гербовый


Задание 2

В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) документ
2) каракуль
3) позвоним
4) тенденция


Задание 3

В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) лечо, дефис, дралась
2) приняли, наискось, досуха
3) завидно, изыск, квартал
4) кухонный, добыча, допив


Задание 4

В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) портовый, процент, досуг
2) клялась, торты, искоса
3) замкнутый, звонница, навзничь
4) древко, живность, приняла



Задание 5

В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

1) красивее, прислала, агент
2) закупорить, допивший, километр
3) выключить, сорвала, заперлась
4) прибрала, аноним, алфавит




Задание 6

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) закУпорить
2) договОр
3) досУг
4) газопрОвод


Задание 7

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тОрты
2) сирОты
3) лОмоть
4) тУфля


Задание 8

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) некролОг
2) катАлог
3) звОнит
4) цЕпочка


Задание 9

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИнять
2) бАловать
3) щавЕль
4) углУбить


Задание 10

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) фенОмен
2) сАбо
3) пиалА
4) диспансЕр



Бланк ответов орфоэпия


Варианты ответов

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

2

 

Х

Х

 

 

 

 

 

 

Х

3

 

 

 

Х

 

 

Х

 

Х

 

4

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.


«Когда идешь темной ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу… Я работаю, как никто в уезде, судьба бьет меня, не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька».


В приведенном монологе доктора Астрова повторяются существительное огонек и глагол бить, употребляемые в разных значениях. Благодаря использованию в тексте одних и тех же слов в прямом и переносном значениях, достигается особая выразительность, переносное значение воспринимается более ярко в результате сопоставления с прямым значением. Особая роль в данном отрывке слов огонек и бить подчеркивается не только их повтором, но и порядком слов. Порядок слов, одинаковый в случаях употребления этих слов и в прямом, и в переносном значениях, усиливает связь, соотносительность этих слов и предложений: в дали светит огонек – у меня вдали нет огонька; ветки, которые бьют тебя по лицу – судьба бьет меня, не переставая.


При анализе отрывка из пьесы Чехова, отвечая на вопрос: «Какие слова, повторяясь в тексте, употребляются в разных значениях?», учащиеся, кроме слов огонёк и бить, отмечают ещё и наречие вдали («вдали летит огонёк»), («у меня вдали нет огонька»). И это тоже справедливо: употреблённое в первом предложении слово приобретает метафорическое значение, и в нашем сознании возникает образ, связанный не столько с местом, расстоянием, сколько со значением временным: вдали – впереди – в будущем… И в данном случае повтор – это «то же, да не то же» (так писал А.А. Реформатский, говоря о словах-синонимах).


Особая роль в воспитании у учащихся чувства языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову принадлежит анализу поэтического текста, так как поэзия, говоря словами К.Г. Паустовского, «возвращает слову его первоначальную свежесть».




IV. Сравнительно-сопоставительная характеристика стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.



…Простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился… и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

(А.С. Пушкин)


За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

(М. Лермонтов)



1. Найдите слова, которые встречаются и в первом, и во втором текстах. В каких значениях они употребляются? Как влияет на изме­нение значения слова контекст?

2. Выпишите из текстов антонимы (в том числе контекстуаль­ные). Что достигается благодаря их использованию?

3. Найдите в текстах слова, стилистически окрашенные (обратитесь к словарю). Какова их роль?

4. В каких значениях употребляются в текстах многозначные слова дар, буря, путь, жар, ясный, легкий, новый? Какие слова употребляются в переносном значении? Какова их роль в текстах?

5. Можно ли, если читаешь впервые стихотворение Лермонтова «Благодарность», правильно выбрать тон чтения, прочитав только название стихотворения и первую строку? Почему?

6. Проанализируйте пунктуацию текстов. Как вы можете объяс­нить роль многоточия в текстах Пушкина (9-я строка) и Лермонтова (6-я строка)?

Анализ

Текст А.С. Пушкина — это лирическое отступление из шестой главы романа «Евгений Онегин». Вспоминая прошлое, поэт искренне благодарит жизнь «за все, за все… дары» и думает о будущем «с ясною душою». Сти­хотворение М.Ю. Лермонтова называется «Благодар­ность». Интересно отметить, что оно было написано в 1840 г., когда поэту было 26 лет (столько же лет было и Пушкину, когда он создавал шестую главу романа «Евге­ний Онегин»).

Написанные на близкие темы, строки Пушкина и Лер­монтова поражают нас своим несходством: если Пушкин, повторяя слово благодарю, искренне признателен судьбе «за шум, за бури, за пиры» и устремлен в будущее, то у Лермонтова слово благодарю звучит мрачно, даже ирони­чески, а стихотворение завершается мыслями о смерти.

Сходство-различие двух поэтических текстов является отражением мироощущения их авторов, неповторимой индивидуальности их души и поэтического дара.

Слово благодарю является ключевым и для первого, и для второго текстов (и у Пушкина, и у Лермонтова оно по­вторяется два раза). И в том, и в другом тексте встречаются слова мученья (у Пушкина — милые мученья, у Лермонтова — тайные мучения страстей), душа (у Пушкина — с ясною душою, у Лермонтова — жар души, растраченный в пустыне), жизнь (у Пушкина — от жизни прошлой от­дохнуть, у Лермонтова — обманут в жизни был).

В текстах используются слова-антонимы. У Пушкина — шум — тишина, новый — прошлый (эти прилагательные можно назвать контекстуальными антонимами). У Лер­монтова: враги — друзья (нельзя не заметить, что в кон­тексте «за месть врагов и клевету друзей» противопостав­ление слов враги — друзья не создает антитезы; слова-антонимы как бы сближаются в данном контексте, их про­тивоположность становится мнимой, ложной). Однако ан­титеза, так характерная для художественного мира Лер­монтова, в стихотворении «Благодарность» присутствует: это противопоставление жара души поэта, которая стре­мится к единению, гармонии, страдает от непонимания, одиночества (не случайно три раза повторяется слово я), и пустоты, холода окружающего его мира («…за жар души, растраченный в пустыне», переносное, метафорическое употребление слова пустыня способствует созданию ан­титезы).

Анализируя пушкинский текст, можно отметить упот­ребление в переносном значении слов буря, путь, ясный.

В текстах используются слова, имеющие стилистиче­скую окраску: дар (высок.), ныне (высок., устар.) — у Пушкина; отныне (книжн.) — у Лермонтова.

В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие. Сходство — в использовании предложений с однородными членами (предлог за повторяется в пушкинском тексте восемь раз, у Лермонтова — семь раз). В тексте Пушкина нельзя не отметить использование односоставных предложений, двусоставное предложение только одно, только один раз употребляется местоимение я, хотя во всем отрывке это я незримо присутствует в определенно-личных предложени­ях («благодарю…», «пускаюсь ныне в новый путь…»). В определенно-личном предложении «…простимся дружно, о юность легкая моя!» ощущается присутствие слова мы: я поэта и его прошлая жизнь, «юность легкая», находятся в единении, в гармонии… Иначе у Лермонтова: в стихотво­рении «Благодарность» слово я повторяется три раза, в этом тексте нигде не может ощущаться присутствие мы, нет в стихотворении и восклицательных предложений (у Пушкина используются два восклицательных предложе­ния, одно из них — предложение с обращением).

Если воспринимать слова жар души, тайный как клю­чевые в стихотворении Лермонтова, то в нашем сознании возникает перекличка, диалог с другими контекстами.

Наконец вспоминается текст, казалось бы, о другом. Текст, написанный поэтом о поэзии и о жизни. Этот отрывок из книги М. Цветаевой «Мой Пушкин»: «Есть у Блока магическое слово: тайный жар… Слово-ключ к моей душе — и всей лирике:

Ты проклянешь в мученьях невозможных

Всю жизнь за то, что некого любить,

Но есть ответ в моих стихах тревожных:

Их тайный жар тебе поможет жить.

Поможет жить. Нет! и есть — жить.

Тайный жар и есть — жить.


И вот теперь, жизнь спустя, могу сказать: все, в чем был этот тайный жар, я любила, и ничего, в чем не было этого тайного жара, я не полюбила…»

Так слова жар души, ключевые для поэзии Лермонто­ва (вспомним еще из стихотворения 1831 года: «Под но­шей бытия не устает и не хладеет гордая душа…»), вступая в смысловой диалог с другими контекстами, как бы сбли­жают поэтический мир Лермонтова, Блока, Цветаевой…


V. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Комплексная работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь курса русского языка и литературы, что создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.




VІ. Информация о домашнем задании.


Вам предстоит написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту (приложение 1).


ПЛАН:


Вступление: сведения об авторе, характеристика актуальности темы или субъективное отношение к предмету разговора.


Основная часть.


1. Критерий 1: формулировка проблемы, поставленной в тексте (какие вопросы автор поднимает в тексте).

2. Критерий 2: комментарий к проблеме, характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте.

3. Критерий 3: авторская позиция.

4. Критерий 4: выражение собственного мнения, приведение не менее двух аргументов, доказывающих вашу точку зрения или подтверждающих авторскую, или примеров. (Учитель приводит примеры из художественных произведений)

Приложение 1

(1)Этот человек не родился в семье лесничего, не заканчивал ни лесной институт, ни техникум, не возглавлял лесничество и, конечно, не делал карьеры в лесном деле. (2)Но он сегодня (это могут подтверждать односельчане и коллеги) и лесничий, и инженер по посадке, охране и защите леса.(3) В этой должности он с 1998 года по настоящее время.

(4)Это Анатолий Фёдорович Михеев, учитель математики нашей школы.(5) Родился Анатолий Фёдорович в июне 1960 года в деревне Шумшеваши Красночетайского района Чувашской Республики. (6)Вот что он рассказывает о себе: (7)«С детства в каждом из нас живут строки поэта И. Сурикова: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…». (8)Говорят, люди, где родились и вскормлены к тому месту великую любовь имеют.

(8)Свои истоки любовь к родине каждый человек берёт в родных местах — отчем крае, чей светлый образ навсегда останется в сердце каждого.

(10)Шумшеваши — моя малая родина, родная деревня, здесь моё детство прозвенело, здесь течёт моя жизнь. (11)Здесь моя семья и мой маленький лес, куда я спешу каждое утро, чтобы пообщаться с моими друзьями».

(12)В 5 километрах от районного центра расположена красивая деревня Шумшеваши.(13) Семья Михеевых трудолюбивая, почитаемая селянами, многодетная: 4 брата и 1 сестра. (14)Дети с отличным, отменным здоровьем и жизнелюбием. Единственное, чего не хватало им, то это отцовского надёжного плеча (погиб, когда Толе было 8 лет).(15) Мать-Вена Архиповна- с детства старалась воспитывать в детях душевную теплоту, уважение к людям труда и любовь к природе.

(16)Постоянная забота о том, как сделать свою деревню ещё красивей, постепенно дала свой результат. (17)Анатолий Фёдорович за околицей деревни с 1998 года растит рощу. (18)Жители ходят в лес даже зимой, чтобы полюбоваться стройными кудрявыми берёзами и молодыми елями.(19)«Здесь я познал притягательную силу живой природы, её поэзию, очарование,- продолжает свой рассказ любитель леса. (20)Роща привлекает, манит к себе всем: земляникой и орехами, песнями птиц и грибами, красотой восходов и закатов солнца…(21)Это чувство, постепенно разрастаясь, становится уже привычкой.(22) Я ищу любой предлог побывать там, побывать просто так, подчиняясь велению сердца. (23)Только здесь проникся благоговенем и душевным трепетом, прирос сердцем к родному истоку, чувствуя его гармонию и величие».

(24) В 2008 году Анатолий Фёдорович начал посадку нового леса на другой стороне своей первой рощи.(25) Тянутся молодые ёлочки, набирая силу и энергию для роста, украшая окраину деревни и каждый день радуя не только своего хозяина, но и односельчан.

(26)«Да и как можно не любить эти края? (27)Белые трепетные берёзки, посаженные твоими руками, вольные просторы лугов и полей, румяное лето со своими огненными зорями и зиму, укрывающую всё вокруг мягким пушистым одеялом снега, соловьиные трели и добрые лица людей — как, ну как всё это можно не любить?

(28)Увы, но современная молодёжь зачастую забывает такие слова как «Родина» и «патриотизм», и всем нам надо учиться беспредельной любви к Родине, широте и искренности; нежной любви к живой природе, способности всем сердцем отзываться на происходящее вокруг. (29)И всё это начинается с любви к родному краю.

(30)Вы спрашиваете, за что я люблю свою малую родину, свою землю?

(31)А их не любят за что-то, их любят просто за то, что они есть, за то, что ты здесь родился и вырос, за то, что это то единственное, что никогда не отнять у человека.(32)Любой из нас обязан любить свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом, свой край и свою Родину. (33)Ради них и своих односельчан я и сажал эти деревья. (34)Они навсегда останутся в моём сердце, наполняя душу сладким трепетом при каждом воспоминании о них».

Использованная литература


  • Пахнова, Т.М. Русский язык, 11 кл.: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы/ Т.М. Пахнова М.:Дрофа, 2002 – 127 с.



  • Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов «Язык в сферах общения» Жуковой Веры Васильевны. Web: https://festival.1september.ru/articles/572759/


  • Бабайцева, В.В. Русский язык. 10-11кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ В.В. Бабайцева – М.: Дрофа, 2008 – 448 с.

г. Углегорск, Сахалинская область

Свежие документы:  Происхождение индоевропейцев

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: