Конспект интегрированного урока для 6 класса по теме «Имя числительное»

Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа»

города Орехово-Зуево Московской области











Конспект урока по русскому языку

в 6 классе



« Имя числительное»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Бухматова Ольга Николаевна

















город Орехово-Зуево

2012 год

Интегрированный урок по теме « Имя числительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме « Имя числительное»

Вид урока: урок-путешествие

Цели урока:

Образовательные:

— обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;

— закрепить умение отличать числительное от других частей речи с числовым значением;

— закрепить умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных

Развивающие :

— развитие положительной мотивации к учебной деятельности;

— развивать речь учащихся, мышление, память

Воспитательные:

— воспитание способности к сотрудничеству;

— воспитание патриотизма, гордости за свою страну;

— формирование самостоятельности

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тест.

Ход урока.

I.Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня солнечный день. В такие дни улучшается настроение, повышается работоспособность. Хочется сделать как можно больше. Вот и сегодня на уроке нам предстоит много работать. Мы должны закрепить знания, полученные при изучении темы « Имя числительное».

Начнем с проблемного задания « Найди числительное!»

  1. Пять, пятёрка, пятиэтажный;

  2. Третий, тройка, трёхметровый;

  3. Семеро, семилитровый, семёрка

  4. Шестиклассник, одна шестая, шестёрка

Ответ: пять, третий, семеро, одна шестая.

— Определим, какой частью речи являются остальные слова. (Имена существительные и прилагательные.)

— Молодцы, ребята. Скажите, а для чего нам нужны имена числительные? Где они нам могут пригодиться?

— Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие: побываем в Москве — столице нашей Родины. Но прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить, что мы знаем об имени числительном.

II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

— Что такое имя числительное?

— На какие вопросы отвечает имя числительное?

— Какие бывают имена числительные? Приведите примеры.

— Расскажите о разрядах имен числительных.

— Молодцы, ребята, хорошо усвоили теорию! Теперь садимся в воображаемый автобус и отправляемся в путь.

III. Работа у доски и в тетрадях.

Послушайте рассказ экскурсовода об историческом прошлом Москвы ( рассказывает ученик).

Первое упоминание о Москве встречается в « Повести временных лет ».

«В лето 6655(1147) отправился Юрий воевать в Новгородские земли. Святослав же воевал в Смоленской волости. И прислал Юрий к Святославу и так сказал: « Приди ко мне, брат, в Москов».

В 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город. За 864 года наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория свыше 900 квадратных километров. Около 40% всей её площади ( около 35 тысяч гектаров) занимают 11 лесных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.

— Выпишите из этого текста числительные, заменив цифры словами.

— Вот и первая остановка. Мы прибыли в самый центр Москвы на Красную площадь.

Здесь мы проведём синтаксическую пятиминутку, выполним разбор предложения.

IV. Синтаксическая пятиминутка.

Длина Красной площади составляет триста тридцать метров.

-Какое здесь есть числительное? К какому разряду оно относится?

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Поехали дальше.

Сейчас наш автобус едет по городу со скоростью 40-50 км/ч, чтобы мы смогли всё разглядеть. Максимальная скорость в городе 60 км/ч. На трассе автобус идёт со скоростью 70 км/ч и даже 80км/ч.

— Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я вам сейчас прочитала?

( Склонение числительных от 50 до 80).

— Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900?

V. Просклоняйте письменно :

1ряд-60

2ряд-400

3ряд-700

— Едем дальше. Пока мы в пути, давайте вспомним, какие вы знаете фразеологизмы ,где используются числительные.

В один голос.

Пятое колесо в телеге.

В двух словах.

За семь вёрст киселя хлебать.

За один присест.

Всыпать по первое число.

— Молодцы, хорошо знаете фразеологизмы!

-Ребята, мы подъезжаем к Кремлю. ( Рассказ ученика-экскурсовода)

Московский Кремль богат архитектурными памятниками. Среди них — Успенский собор, построенный в 1479 году, и Благовещенский собор, возведенный в 1489 году. Каждый из них хранит много памятников живописи. В Кремле посетители знакомятся с памятниками литейного искусства. Это — царь-пушка, отлитая русским литейным мастером Андреем Чеховым в 1586 году. Её вес-40 тонн, длина-5 метров. Назначение пушки — защита Кремля от нашествия татар на Москву в конце XVI века.

VI. Выполните морфологический разбор числительного 40. Какова особенность склонения этого числительного? ( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

— Отправляемся дальше. Пока мы едем, выполним следующее задание.

VII. Образуйте вначале сложные имена существительные, потом прилагательные, заменяя цифры словами.

100лет, 1000лет, 30лет, 5этажей, 4угла.

(Столетие-столетний, тысячелетие-тысячелетний, тридцатилетие — тридцатилетний, пятиэтажка-пятиэтажный, четырёхугольник- четырёхугольный.)

— Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот и следующая остановка. Мы подъехали к Останкинской телебашне. (Рассказывает ученик-экскурсовод.)

Останкинская башня была построена в 1967 году. Высота башни — 540 м 74см. Её масса с фундаментом-55тысяч тонн. Сохранять равновесие и вертикаль башне помогают 150 стальных канатов. Объём помещений башни- 70 тысяч кубических метров, а их площадь приблизительно равна 15 тысячам квадратным метрам. Главная смотровая площадка располагается на высоте 337 метров. Каждое утро к башне устремляются работники теле- и радиоканалов, так как там находится телестудия.

— Определите падеж количественных числительных. Укажите морфемный состав числительного СЕМЬДЕСЯТ.

VIII.Игра « Я диктор»

— А теперь, ребята, представьте, что вы работаете дикторами в телестудии «Останкино». Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача — прочитать правильно текст.

Спасская башня.

Высота Спасской башни-71 метр. У неё было 10 этажей (ярусов). На ней находятся главные часы России-куранты. Диаметр часов равен 6,12м, а длина минутной стрелки-3,28 метра. Высота цифр на часах-72см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов-25 тонн. У часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32 кг.

— Замечательно. Назовите дробные числительные, которые есть в этом тексте.

— А кто знает пословицы о Москве?

Москва не сразу строилась.

Москва-матушка.

Москва — всем городам мать.

Москва слезам не верит.

Москва — большая деревня.

IX. Наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы выполним небольшой тест для проверки знаний.

Тест

1. Имя числительное — часть речи, которая обозначает:

а) количество предметов;

б) качество предметов;

в) признак предметов

2.Имена числительные бывают:

а) качественные и беспорядочные;

б) количественные и порядковые;

в) суммарные и результативные.

3. Имена числительные, обозначающие целые числа:

а) не изменяются по падежам;

б) изменяются по падежам.

4.У составного количественного числительного, обозначающего целое число,склоняются:

а) все слова, из которых оно состоит;

б) не все слова, из которых оно состоит.

5. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются (найдите неверное утверждение):

а) по падежам;

б) числам;

в) временам;

г) родам.

6.Выберите варианты ответов с количественными числительными:

а) седьмой ученик; б) трое друзей; в) три дома; г) двадцать пять страниц; г) четырнадцать.

7.Какие существительные могут употребляться с числительным четверо:

а) друзья, б) машины; в) котята; г) женщины; д) дети?

8.В каких из числительных в середине пишется ь:

а) 60, б) 16, в) 700; г) 18; д) 800?

X. Рефлексия.

XI. Итог урока:

— Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Выполнили мы её?

Пригодятся ли вам знания, полученные при изучении этой темы, и где?

XII. Домашнее задание: составить 5-7 предложений о Москве, используя числительные.













Список использованной литературы:



1.Волина В.В. Весёлая грамматика. Имя числительное.- М: «Дрофа»,2001.

2.Долганина Е.Г. Я шагаю по Москве. // Журнал «Школьная библиотека», 2007, №5, стр.95-102

3.Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-7 классы.- Саратов: «Лицей», 1998.

4. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Русский язык. 5-11 классы. — Волгоград: «Учитель», 2008











Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Общее понятие о прилагательном. Повторение изученного в 5 классе"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: