В электронное издательство «Педагогический мир»
Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, живописи и музыки
по теме
«Употребление имен прилагательных в речи»
(6 класс)
Автор разработки:
учитель русского языка, литературы, МХК, музыки
Порохина Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80» года Кемерово
2012
1.
Интегрированный урок русского языка, литературы, живописи и музыки в 6-м классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи»
Цели:
1)определение роли имен прилагательных в речи;
2)выявление значимости эпитета как образного определения в художественном тексте;
3)развитие способности созерцать мир глазами героев художественного произведения;
4)развитие культуроведческой компетенции учащихся.
Задачи:
1)проверить знания литературного материала в рамках понятия «эпитет»;
2)закрепить навыки работы с именами прилагательными в художественном тексте с точки зрения их семантического наполнения;
3)сформировать умение работать в группе;
4)развивать навыки устной и письменной речи;
5)воспитывать через эмоциональное слово учителя любовь к
русской литературе, к яркой, образной, выразительной речи.
Ход урока (стенограмма):
1.Подготовка учащихся к восприятию темы урока
Учитель: (на фоне музыки читает стихотворение «Облака»)
2.
-Эти поэтические строки написала одна из моих шестиклассниц Беломестных Алина, которая после изучения самой загадочной части речи восхищенно развела руками и воскликнула: «О, Боже! Сколько поэтических возможностей таит в себе эта часть речи!»
И, действительно, ребята, разве удалось бы А.С. Пушкину создать образ зимней дороги без таких удивительных ажурных поэтических словосочетаний, как: «волнистые туманы», «печальные поляны», «борзая тройка», «скучная дорога», «однозвучный колокольчик»?
2.Стадия эмоционального вызова
-Давайте мы с вами еще раз представим этот художественный образ, прочитав вместе пушкинские строки.
(Хоровое чтение: карточка № 1)
Фоном для нашего прочтения будет музыка Г. Свиридова «Тройка». Стихи должны звучать, как песня, а я буду вашим дирижером.
3.
-Замечательны поэтические строки, прекрасен художественный образ! Неслучайно В.Г.Белинский дал очень яркое, очень меткое определение поэзии Пушкина. Прочтите, пожалуйста, это
высказывание (запись на доске читает один из учащихся):
4.
нетленности «царственных» слов. Обратимся к карточке № 2. (Читает один из учащихся)
Учитель:
-Все в нашем мире преходяще, все изменяется, но самым долговечным, а может быть, и бессмертным остается именно слово, но какое слово! И Ахматова отвечает: «царственное»!
Проблемный вопрос:
— А любое ли слово является «царственным», ребята?..
Ответы учащихся.
Учитель:
-Конечно, нет!
«Царственное» слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Это слова, которые мужественно защищают наш певучий русский язык от сквернословия; «царственные» слова являются поэту в минуты вдохновения, в минуты его творческого взлёта, и если они уж явились настоящему поэту, то остаются на века в сокровищнице художественных образов.
— О какой же части речи можно сказать, что она «царственная»?
Ученики: Об имени прилагательном.
Учитель:
-Если бы вы назвали имя существительное, или глагол, или наречие, я бы не сказала, что ответ не верен, потому что у каждой самостоятельной части речи есть свои «царственные» слова, и все же именно прилагательное здесь на пьедестале!.. Но это моя точка
5. зрения.
Точка удивления
А вот герои учебных пособий по русскому языку, Антон и Кирилл, постоянно ведут споры вокруг этой части речи. Так
3.Работа в группах
Обратимся к карточке №3.
Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый…» [1] упр. 238 (с.107):
6.
Учитель: В этом стихотворении 36 слов, относящихся к самостоятельным частям речи. А сколько среди них прилагательных?
Ответ: 11.
Учитель:
-А это ведь составляет более 30% от всего количества слов в данном тексте! Вот и первое поражение Кирилла, пусть поучится речевому мастерству у Брюсова!
Лингвистический эксперимент. Доказательство первое.
Проведем лингвистический эксперимент в защиту мнения Антона. Уберем из текста все прилагательные и прочтем деформированный вариант.
(После прочтения): Это ж получается какой-то ритм марша. Тут и музыкальный фон не поможет – умерла поэзия! Как можно обойтись без прилагательных, когда автора переполняют чувства восхищения от той картины, которую он созерцает и пытается нам, читателям, это состояние передать через образ лирического героя.
Обратимся к схеме «Предметный мир стихотворения В.Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый…»
7.
8.
-Предметный мир описан через восприятие его лирическим героем. Давайте же посмотрим, что остановило лирического героя в определенной пространственной точке стихотворения.
Заполните таблицу «Пейзаж и настроение»
Карточка № 4 Настроение:_________ (Словно в раю Вышел, стою Нежу простором Словно в дивном краю Лепечут любовно) |
-Попробуем ощутить тот мир, в котором мы оказались вместе с лирическим героем, в его качествах: какие прилагательные передают звуки этого мира? (тихие, недвижны); запахи? (смолистый); свет? (чистый).
— В прямом или переносном значении употреблены здесь имена прилагательные?
Учащиеся: В переносном.
Учитель: В пятом классе вы уже знакомились с метафорой и сравнением, а каким средством выразительности являются прилагательные в этом стихотворении?
Ответ: эпитетом.
9.
Учитель:
Вывод:
-Несомненно, что именно прилагательные — эпитеты помогают представить нам предметный мир стихотворения ярким, красочным, выразительным, потому что это слова, всегда эмоционально окрашенные.
Семантический практикум. Доказательство второе.
Работа в группах: карточка № 5. Попробуйте найти эпитеты и определить их роль – оценочную или описательную — в поэтических текстах, опираясь на схему — подсказку:
10.
Роль эпитета в тексте.
| |
1.На окнах, сплошь заиндевелых, Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-сонных роз. Д.Б.Кедрин | (трав молочно-белых, серебристо-сонных роз) |
2.Ты живительной улыбкой, Свежей прелестью лица Пробуждаешь к чувствам новым Утомлённые сердца. П.А.Вяземский | (живительная улыбка, свежая прелесть, утомлённые сердца) |
3.Надо мной в лазури ясной Светит звёздочка одна, Справа – запад тёмно-красный, Слева – бледная луна А.С.Пушкин | (ясная лазурь, запад тёмно-красный, бледная луна) |
4.Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес. Н.А.Некрасов | (Заунывный ветер)
Карточка № 5 |
Вывод: значит прилагательные – эпитеты могут выполнять и описательную, и оценочную функции.
Информативная стадия
Учитель:
-А вот прочитав высказывание Розенталя об эпитете (запись на доске), вы узнаете еще одно очень важное сообщение об этом средстве выразительности.
11.
-А ведь действительно, ребята, мы можем одни прилагательные отнести к изобразительным эпитетам, придающим содержанию картинность, образность, конкретность, другие — к выразительным, выражающим экспрессивность, окрашенность чувствами. (Словарная работа на доске).
Распределительная работа в группах:
словосочетания карточка № 6 | |
Луч Замок Луна Сон Тайна Жизнь Дума Звезда Край Лазурь Надежда | Зловещий (замок) Бледный (луна) Неприступный (край) Печальный (дума) Роковой (жизнь) Сладостный (сон) Страшный (тайна) Золотой (луч) Счастливый (звезда) Ясный (лазурь) несбыточный (надежды) |
распределите их в колонки:
Выразительные эпитеты (выражаем эмоции) | |
(золотой луч, бледная луна, ясная лазурь, зловещий замок, неприступный край) | (печальная дума, роковая жизнь, счастливая звезда, страшная тайна, сладостный сон, несбыточные надежды) |
Вывод: (записывается на основе словарной работы)
12.
-Блестящей словесной иллюстрацией к картине И.К Айвазовского «Шторм» является использование эпитетов из тройного сочетания слов в стихотворении К.Бальмонта: Точка удивления.
Декламационное чтение
Поэтический практикум.
«Соревнование с писателем»
-Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить её перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. (Коллективно обсуждаем предлагаемые эпитеты.) Каждая группа читает свой вариант
13.
Авторский текст:
Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес,
Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студёный серебристою струёй.
(-Интересно, как бы решил эту лингвистическую задачу Кирилл, не используя прилагательные, «озаряющие» имена существительные?!)
Учитель: Ребята, а где же хранятся эти россыпи «озаряющих» прилагательных? Точка удивления: В словаре эпитетов, что составил наш замечательный лексикограф Кирилл Сергеевич Горбачевич. Издание так и называется «Словарь эпитетов русского языка». В нем отражены эпитеты из 600 произведений поэтов и прозаиков. Давайте прочтем краткую аннотацию к словарю:
Музыкальная пауза
-И действительно, ребята, насколько велика значимость этого словаря — ведь только слово «музыка» имеет 280 эпитетов: «лёгкая», «гордая», «гармоничная», и я бы продолжила: «задорная», «игривая» (учитель исполняет на баяне эпизод «Плясовой»); «задумчивая», «опечаленная» (учитель на баяне играет вальсовую мелодию); «божественная», «возвышенная» (звучит фрагмент «Лунной сонаты» Л. Бетховена или А. Вивальди «Зима»).
Психологический тренинг:
Каждый из эпитетов передает ритм сердца музыки. Изобразите тремя разными линиями «кардиограмму» прилагательных: «задорная», «задумчивая», «возвышенная».
Ответы:
| |
Учитель:
—А ведь, ребята, не только в стихотворениях мы можем найти огромное количество «царственных» прилагательных, но и в произведениях устного народного творчества широко используются постоянные (народные) эпитеты, с помощью которых автор выражает оценку образов. Давайте вспомним замечательные русские народные сказки, былины (учитель называет существительное, учащиеся должны вспомнить устойчивое сказочное, былинное выражение)
Игровое задание «Кто быстрее?»
Работа в группах
Театральная пауза
-И вот представляем мы себе: выступает красна девица, словно пава; выезжает добрый молодец на своем удалом коне в степь широкую, а в руке у него меч булатный; а румяны девки хороводы водят вкруг березоньки белой, а гусляры – то на гуслях звончатых играют, а веселы скоморохи им на ложечках волшебныих подыгрывают.
(учитель исполняет на ложках фрагмент рнп «Ах вы, сени»).
-Именно постоянные эпитеты, которые как нитка за иголкой тянутся, помогают воссоздать фольклорные сказочные и былинные образы.
Пушкин – то сразу смекнул, как хороши фольклорные россыпи прилагательных, да и разукрасил ими — то свои сказочки!
Доказательство четвертое
14.
.
15.
16.
-Вспомните содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», рассмотрев иллюстрации, и соедините правильно прилагательное с существительным, соответственно пушкинскому тексту:
морские | |
море | высокий |
волны | ласковое |
терем | дубовые |
рыбка | сердитые |
трава | синее |
ворота | ветхая |
слово | золотая |
| Карточка № 11 |
Вывод:
-Уберем эти ключевые словосочетания, и сказка станет бесцветной, потеряет своих читателей.
17.
Учитель:
-Подумаешь, — скажет Кирилл, — это все лирика да сказки! Вот рассказы — другое дело: повествуется о событиях, происходящих с героями, к чему здесь прилагательные?!
-Давайте, ребята, обратимся к фрагменту рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».
Доказательство пятое.
Учитель:
-Какова здесь роль имен прилагательных?
Ответ: с помощью прилагательных автор дает портретную характеристику одному из героев рассказа – Феде.
Учитель: А сколько всего было мальчиков в тексте?
Ответ: 7
Учитель:
-Представляете, как бы мы их различали, если бы автор не наделил каждого из них индивидуальными портретными характеристиками.
Вывод: Таким образом, прилагательные помогают читателю в этом рассказе более точно представить каждого из героев и почувствовать авторское отношение к ним.
А Непревзойдённый мастер создания «цветовой» лексики — И. А. Бунин! Вот где кладезь «разноцветных» прилагательных!
Давайте выразительно прочитаем отрывок из его рассказа.
18.
-Подумаешь (от безысходности скажет Кирилл), это только русские писатели такие сентиментальные, без прилагательных не могут обойтись! Найдите — ка мне примеры из зарубежной литературы!
Доказательство шестое.
Проверка домашнего задания
-Давайте, ребята, представим Кириллу свое домашнее задание, пусть убедится в мастерстве зарубежных писателей, которые умеют блестяще «детально» описывать героев своих произведений.
1гр.: зачитывает эпизод из сказки В. Гауфа «Холодное сердце» (описание Петера); называет прилагательные. 19.
2гр.: зачитывает эпизод из сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (описание гнома); называет прилагательные.
3гр.: зачитывает эпизод из сказки Г.Х.Андерсена «Оле – Лукойе» (описание Оле – Лукойе), называет прилагательные.
4гр.: зачитывает эпизод из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» (описание Дюймовочки), называет прилагательные.
Рефлексивная стадия.
Учитель:
— Ну что ж, ребята, Кириллу мы доказали, насколько ценно употребление прилагательных в речи. Давайте теперь самим себе докажем, насколько мастерски мы научились на уроке использовать эти «царственные» слова в письменной речи.
Творческая работа.
20.
-Используя словарь эпитетов к картинам И.И. Левитана, составьте текст – пейзажную зарисовку.
1 и 2 группы: по картине «Золотая осень»
3 группа: по картине «Октябрь»
4 группа: по картине «Осень. Долина реки»
Музыкальный фон: «Осенняя песня». П. И. Чайковский.
Словарь эпитетов к картине «Золотая осень» :
Осень – пламенная, огненная, золотая, яркая, праздничная, торжественная.
Настроение – праздничное, радостное, приподнятое.
Деревья – жёлтые, золотые, багряные, разноцветные, отливающие бронзой.
Травы – Изумрудные, зелёные, жёлтые, желтовато-коричневые.
21.
Небо – голубое, светло-голубое, лазурное, с лёгкими белыми облаками.
Река – синяя, тёмная, более светлая, голубая вдали,
Берега – обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые.
Воздух – бесцветный, прозрачный, чистый.
(1 -2 группы)
Словарь эпитетов к картине «Октябрь»:
Осень – неяркая, неброская.
Настроение – грустное, печальное, тихое.
Деревья – жёлто-коричневые, облетевшие, голые, лес – тёмный, мрачный.
Трава – жёлтая, серая, сухая.
Небо – мутное, серое, пепельное, тучи низкие, темные, тяжёлые.
Воздух – туманный, непрозрачный, размывающий очертания. 22.
(3группа)
Словарь эпитетов к теме «Осень»:
ДОЖДЬ — бесконечный, затяжной, моросящий, тоскливый, однообразный, унылый:
ТУЧА — нависшая, иссиня-черная, свинцовая, тяжелая, грозная, мрачная:
МОЛНИЯ — багровая, золотистая, ослепительная, яркая:
НЕБО — безбрежное, бесконечное, грозовое, лучезарное, пепельное, свинцовое, сизо-черное, усталое, неохватное:
ГРОМ — отдаленный, раскатистый, веселый, гулкий, далекий, страшный:
ГРОЗА — освежающая, буйная, жуткая, яростная, весенняя
( 4 группа)
По окончании работы представители каждой группы читают сочинения
23.
Домашнее задание:
Заключительная стадия.
Итоги урока:
-Переверните карточки обратной стороной и назовите еще раз причины, указывающие на то, что наша речь без прилагательных будет неполноценной.
Хоровое исполнение песни:
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! 24.
Используемая литература:
1.Русский язык. Практика. 6 класс. Учебник под ред. Г. К. Лидман- Орловой — Москва, Дрофа, 2008 г.
2.Е.В.Любичева, Л.И.Бондырева, М.Н.Романенко «Путешествие в Страну
3.Грамматики». Пособие для учителей-словесников — СПб: ООО «Издательство ДНК», 2002 г.
4.И.И.Постникова, Н.Д.Дизенко «Занимательные рассказы о частях речи» — Москва, Просвещение, 1998 г.
5.В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке» — Москва, Просвещение, 1990 г.
25.