МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект
повторительно — обобщающего урока
по русскому языку
в 6 классе
«Имя числительное»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Борщ Марина Алексеевна
г. Фролово
2014
Данный урок повторительно — обобщающий в разделе « Имя числительное».
Задания и упражнения направлены на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, группировать, использовать в речи изученные языковые явления, осуществлять внутрипредметные связи.
Планируемые результаты:
предметные: распознавать числительные разных разрядов по значению, употреблению и строению, правильно употреблять числительные в письменной и устной речи, составлять собственное речевое высказывание с включением в него числительных
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тексты для работы в группах, таблица (пустая)
Ход урок
Учитель: Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(Шесть)
Сегодня мы завершаем изучение темы «Имя числительное». Предлагаю вам поделиться на 3 группы и поработать с разными текстами.
1 группа:
«Бог рати он!» — так по-своему т..лковали с..лдаты фамилию своего к..мандира…
А Багратион больше всех своих чинов и орденов ценил звание, по праву д..ставшееся ему, — любимый ученик Суворова. Багратион служ..л Родин.. тридцать лет, был в двадцат.. п..ходах и ста ср..жениях. Последней для него стала битва у села Бородино сед(?)мого сент..бря тысяча восем(?)сот дв..надцатого года.
В этой битв.. у французов было сто тридцать пять тысяч.. солдат, у
рус..их – сто двадцать тысяч… Багратиону достался самый трудный участок. Сед(?)мой раз француз..ой пехоте (не)посчас..ливилось…
Задания к тексту:
1. Докажите, что это текст и определите основную мысль текста.
2. Найдите в тексте все имена числительные, определите постоянные и непостоянные признаки.
3. Укажите синтаксическую роль числительных в предложении.
4.Объяснить все пропущенные буквы.
2 группа
На пирамиду Хеопса пошло шесть целых пять десятых миллиона тонн известняка, каждый блок весил более двух тонн, высота пирамиды была сто сорок семь метров. Строили не только из дерева и камня, изобретались и новые строительные материалы. Древние римляне во всю признавали бетон, а древним ассирийцам уже в восьмом — седьмом веке до н. э. был известен асфальт.
Задания к тексту:
1. Докажите, что это текст и определите стиль речи.
2. Найдите в тексте все имена числительные, определите постоянные и непостоянные признаки.
3. Укажите синтаксическую роль числительных в предложении.
4. Просклоняйте устно числительное « в восьмом» певеке и
сделайте морфологический разбор (устно)
3 группа
Муравей, весящий всего ноль целых восемьдесят шесть десятитысячных грамма, может нести гусеницу в пять раз больше себя по весу и в пятнадцать раз — по длине. Если бы такой же сравнительной силой обладал человек, то в среднем он мог бы нести предмет весом около трехсот семидесяти килограммов и длиной примерно двадцать семь метров.
Задания к тексту:
1. Докажите, что это текст и озаглавьте его.
2. Найдите в тексте все имена числительные, определите его постоянные и непостоянные признаки.
3. Укажите синтаксическую роль числительных в предложении.
4. Просклоняйте устно числительное триста семьдесят килограмм и сделайте морфологический разбор (устно)
Учитель: Выберите одного ученика из группы, который занесет все числительные из вашего текста в таблицу, нарисованную на доске.
(приблизительно так будет выглядеть заполненная таблица)
ПОРЯДКОВЫЕ |
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ | ||
| ЦЕЛЫЕ | ДРОБНЫЕ |
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ |
восьмой
| сто двадцать тысяч
| ноль целых восемьдесят шесть десятитысячных
|
|
седьмой | тридцать
| шесть целых пять десятых |
|
тысяча восемьсот двенадцатый | двадцать
|
|
|
сто пятьдесят |
|
| |
| сто тридцать пять тысяч |
|
|
| сто сорок семь |
|
|
| миллион |
|
|
| пять |
|
|
| пятнадцать |
|
|
| два |
|
|
| триста семьдесят |
|
|
| двадцать |
|
|
| семь |
|
|
Учитель: поработаем по вопросам с таблицей:
— перечислите разряды числительных, которые встречались в тексте;
— числительные каких разрядов встречались в тексте чаще? Попробуйте объяснить почему?
— числительных какого разряда нет ни в одном тексте?
Приведите пример такого числительного, составьте с ним предложение (устно)
— На экране (слайд №1) — текст 1 группы, пожалуйста, представитель от 1 группы отвечайте на задания к вашей карточке.
— На экране (слайд № 2) – текст 2 группы, пожалуйста, представитель от 2 группы отвечайте на задания к вашей карточке.
— На экране (слайд № 3) – текст 3 группы, пожалуйста, представитель от 3 группы отвечайте на задания к вашей карточке.
Учитель: мы с вами закончили изучение интересной темы « Имя числительное», скажите, а в жизни пригодится это вам?
(несколько ответов обучающихся о важности знаний об имени числительном)
Предлагаю вам свои знания проверить, выполнив тест
1. Найдите имя числительное
а) шестерка
б) шестизначный
в) шестеро
г) шестиугольник
2.Запишите в Д.п., Т. п., Пр. п. словосочетания: 40 минут, 8 апельсинов.
3. Запишите словами:
а) 754 сложить с 234
б) от 285 отнять 17
4.Исправьте ошибки:
Фунт равен четыреста грамм, пуд — шестьнадцать килограмм,
сажень — две целых тридцать сотых метра
5.Вместо точек поставь числительное оба (обе) в нужном падеже.
а) Он ухватился за ветку … руками.
б) У … мальчиков было плохое настроение.
в) По … берегам реки росли камыши.
Учитель: Проверка тестов осуществляется соседом по парте (взаимопроверка). Ответы появляются на экране (слайд № 4)
Ответы к тесту
1. в)
2. Д.п. сорока минутам, восьми апельсинам,
Т.п. сорока минутами, восьмью апельсинами,
П. п. о сорока минутах, о восьми апельсинах.
3. Семьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью четырьмя;
От двухсот восьмидесяти пяти отнять семнадцать.
Четыремстам граммам, шестнадцати килограммам, двум целым тридцати сотым метра.
5. а) обеими руками
б) у обоих
в) по обоим
Домашнее задание: подготовиться к словарному диктанту, повторить контрольные вопросы на странице 162, подготовить свои вопросы по теме для одноклассников.
Список использованной литературы
1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 6 класса. В трёх частях М.: Мнемозина, 2012
2. Пахнова Т.М. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. М.: Просвещение, 1997
3. Г.А. Богданова Г.А. Русский язык Рабочая тетрадь для 6 класса. Часть 2.М.: Генжер, 2008
4. Панов М.В. Занимательная грамматика. Москва, 1984 г.