Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя общеобразовательная школа»
Агаповского района Челябинской области
Конспект урока на тему:
«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»
6 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Алексеева Елена Александровна
г. Магнитогорск
2012
Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
Фотография животного, дидактический материал, схема.
Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.
развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;
воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.
Оформление доски:
Классный урок. Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- Р…вноправный, непром…каемый, р…вняйсь, подр…внять, вым…кнуть, ур…внять в правх, прир…внять, м…кать. | Д/з – составить орфографический диктант (10-15 сл.) на изученное правило, выделить корни в словах объяснив их написание. |
Ход урока
1.Оргмомент (1 мин)
Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.
Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:
1. Все ли справились с домашним заданием?
2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.
3. Орфографическая разминка (5 мин)
Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.
2. Создать настрой для повторения материала.
Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.
Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.
Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах.
Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.
Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?
Учитель диктует второе предложение.
Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края.
Вопросы ученикам:
Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?
Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул, несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?
Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?
Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.
4.Изучение нового материала (5 мин)
Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».
равн- / ровн-
значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный
исключения: уровень, поровну, исключения: равнина, равнение ровесник
мак- / мок-
значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость [1, c.21-22]
Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а, если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а, если слово имеет значение погружать в жидкость, о – при значении пропускать жидкость.
5. Закрепление материала (15 мин)
Задача: отработка полученных знаний на практике.
1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн / ровн-, мак- / мок-.
Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о, потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а, так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о, так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о, так как они со значением – пропускать жидкость.
2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.
Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.
Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.
3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.
Вывод по заданию: в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а, если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а, если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.
4.Распределительный диктант. Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.
Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.
Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о, так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а, так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а, так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а, так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о, так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.
5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.
Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.
Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.
6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.
Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.
6. Работа с фотографией животного (10 мин)
Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.
[2]
Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:
Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?
Какими могут быть темы повествования?
Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?
Задание: ученики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.
Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.
Вывод по заданию: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.
7. Подведение итогов (2 мин)
Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.
Вопросы к ученикам:
1.Что нового вы сегодня узнали?
2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?
Вывод: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.
Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.
8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)
Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.
Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.
Приложение
Карточка 1
Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.
(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…лалась зелёная равнина [1, c. 126].
Карточка 2
Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.
Только Пиратка равнодушно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось [1, c. 73].
Карточка 3
Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.
На б…лотах и на солончаках уже (ни)что (н…)росло [1, c. 174].
Список использованных источников
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.
Интернет-ресурсы
https://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/