Дата 26.09.2013г. № урока 8
Тема: Итоговый урок по теме «Чудо слова». Узнай слова с одного взгляда.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Чудо слова», совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память, воспитывать интерес к чтению, истории, прививать любовь к родному слову.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Ты представь себе на миг:
Как бы жили мы без книг?
Повторение изученного материала. Проверка Д/З
1.Проверка рисунков заглавных букв.
2.Блицопрос.
— С каким разделом мы работали на протяжении нескольких уроков?
— С какими произведениями познакомились?
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим знания по теме «Чудо -слова». Будем учиться правильно использовать эти слова в нашей речи, вспомним как они дошли до наших дней.
Закрепление и осмысление изученного материала.
1.Работа с текстом «Алмазный язык»
— Кто автор произведения?
— Какой язык называют алмазным и почему?
— Найдите в тексте выражение – пословицу и как вы её понимаете?
— Какие ещё пословицы о языке вы знаете?
— Какие слова лесник подобрал к слову родник?
2. Работа над стихотворением А. Барто «Дождь пошёл»
— Какой приём использован в этом стихотворении?
— Выразительно прочтите стих!
Физкультминутка
«Вежливо – невежливо»
3. Игра «Волшебные слова»
«Узнай слова с одного взгляда»
— Какие слова вы сейчас прочитали?
— В какую группу можно объединить все эти слова?
— С каким произведением познакомились на уроке внеклассного чтения и кто его автор?
— Чему учит нас этот рассказ?
4.Работа над статьёй Буквы печатные и рукописные.
-Отгадайте загадку.
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
— Какие бывают буквы?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Как можно изобразить буквы?
Работа с наглядным материалом.
Игра «Антиципация гласных»
-Для чего используют разные шрифты в учебниках?
-Определите тип шрифта.
— Словарная работа.
— Кто такие художники – каллиграфы?
5. Выборочное чтение статьи «Буквицы старинных книг»
— Кто составил первую азбуку для славян и научил их читать и писать?
— Почему старинные краски до сих пор не тускнеют и не смываются?
— Назовите мне названия некоторых букв древнерусского алфавита?
— Как создавалась первая буква абзаца?
6. Работа с текстом «Букинистическая книга»
Чтение вслух «Цепочкой»
Беседа по содержанию.
— Как вы понимаете выражение «книги не хотят умирать»?
— Кто такие букинисты?
— Где хранятся букинистические книги?
— Какие слова сказал А.С. Пушкин о прошлом?
— Почему старая книга заслуживает уважения?
— Где хранили рукописи?
— Какая рукопись сохранилась до наших дней и кто её автор?
— О чём в ней рассказывается?
— А кто же был первым печатником на Руси?
7. Самостоятельная работа «Проверь себя» (тестирование)
V. Итог урока
Рефлексия:
«Цветочек»- активность, фантазию во время создания рисунков.
«Пчелка» — трудолюбие, старательность,
? – трудности в самостоятельном выполнении заданий, потребность в помощи.
Оценивание.
VI. Домашнее задание.
— Подготовить небольшое сообщение о Н.Носове к уроку внеклассного чтения (по желанию).
— Принести на урок книгу с произведениями Н. Носова
— Прочесть любое произведение Н.Носова (по желанию нарисуйте иллюстрацию к прочитанному произведению).