Поурочный план урока «Русская грамота».
Дата:
Класс:
Тема: Буква Ь (мягкий знак).
Цели:
Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
Совершенствовать технику чтения учащихся;
Развивать словарный запас учащихся ;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения: эвристическая беседа.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование:
Учебник «Букварь».
Учебник «Спутник Букваря»
Учебник «Букварёнок»
рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;
индивидуальные зеркальца;
Толковый словарь;
рисунки с изображением оленя, лося, лани;
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнитесь.
Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.
2. Актуализация знаний.
Повторение пройденных букв.
3. Знакомство с новой буквой.
3.1 Работа с Букварём, с 74
Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.
— Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?
Догадайтесь!
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква … мягкий знак (показ Ь)
— Хотите знать, почему он себя называет фокусником?
а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках
Откройте Букварь на странице 74.
Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.
б) Наблюдение за произношением
— Чтение этих буквосочетаний (хором, по цепочке)
— Что заметили?
Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Мягкий знак — настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.
в) Чтение 1-го столбика самостоятельно
— Прочтите 1-ый столбик самостоятельно
— Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)
— Изменился ли смысл и звучание слов?
г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:
Мол — Моль Угол — Уголь
Был — Быль Пыл — Пыль
Кон — Конь
Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.
Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.
3.2 Работа в прописи:
а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)
— давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.7)
б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы, общие элементы и размеры
— на что похожа буква Ь?
в) Показ письма буквы на доске
— Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …
г) Письмо буквы, учимся
Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)
д) Физкультминутка для пальчиков
е) Работа над соединениями с буквами:
— Как соединяется Ь с буквами?
(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).
— Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).
— Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.
— Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И).
3.3. Работа в Букваре:
а) Чтение 2-го столбика
— Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?
— Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:
ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ
б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”
— Сколько слогов в слове ЛОСЬ?
— Сколько букв?
— Сколько звуков?
— Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
— Объясните значение слова ЛАНЬ?
(Животное из семейства оленей).
3.4. Работа по Спутнику Букваря, с.62-63.
4. Итог урока.
С какой буквой познакомились?
Для чего нужен мягкий знак?
5. Рефлексия.
Дерево настроения.