Технологическая карта урока обучения грамоте
Зарахаева Э.Б. ЧОУ ОШ «Перспектива» | |
Учебный предмет | Обучение грамоте |
УМК | система Занкова |
Класс | 1 |
Тип урока | урок открытия нового знания
|
Тема урока | Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Цель урока | создание условий для овладения обучающимися знаний о букве ь (мягкий знак), для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных). |
Основные термины, понятия | звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, лексическое значение слова, предложение |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная
| Книгопечатная продукция: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука», Самара, «Учебная литература», 2011г. Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация Плакат «Сиди правильно» Индивидуальные задания на карточках Раздаточный материал для анализа слов Раздаточный материал для работы в паре. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент | Ну-ка, ты проверь, дружок, Все ли правильно сидят? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и мотивация
| Слайд 2. -Отгадайте загадку: Белый камешек растаял, Составим схему слова мел.
Живет в Королевстве Грамматика один известный волшебник. Посмотрите, подошел Волшебник и, о, чудо! — последний твердый звук [л] вдруг превратился в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово? Слайд 3. Получилось новое слово. Что такое “мель”?
Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы? А чем эти слова похожи? Слайд 4. Стоит Волшебнику подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым. Глагол «ел» превращается в существительное «ель», а консервная банка превращается в теплую баньку. Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. |
— Мел.
Составление схемы слова мел.
— Мель. Мель – это неглубокое место в водоеме. Составление схемы слова мель.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи | Что же это за волшебник? Мягкий голос, Как вы, ребята, думаете, какая тема нашего урока? — Опираясь на тему, сформулируйте цели нашего урока. Используйте слова, записанные на экране. Слайд 6. Мы познакомимся…
Научимся читать…
Узнаем, какую работу выполняет… | -Буква Ь.
Тема урока: «Буква ь». Обучающиеся формулируют цели урока. Познакомимся с новой буквой ь. Научимся читать слова с ь. Узнаем, какую работу выполняет ь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. «Открытие» детьми нового знания | 3. Знакомство с буквой Ь. Конструирование буквы. А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах проволока, сконструируйте свою букву -Обведите букву ь пальцем по проволоке. На что похожа буква. Слайд 7. — На что похожа буква мягкий знак? (предположения детей) Слайд 8. Буква Р перевернулась Мягким знаком обернулась. (В. Степанов) Слайд 9. На мягкий знак кладу я ушко, Он словно мягкая подушка. Слайд 10. Вишенка на дереве висит, Слово вишенка смягчит. Слайд 11. Это всем давно известно — Слайд 12 Мягкий знак живёт беспечно, Он без кепки ходит вечно. Проблемный вопрос: Почему в алфавите нет заглавной буквы ь? — А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака. — А как вы думаете, где в словах будет стоять мягкий знак? | Работа в парах. Конструируют букву ь из проволоки.
Обводят букву ь пальцем по проволоке
предположения детей — Значит, мягкий знак при написании будет стоять только в середине или в конце. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Почему меня так назвали? Слайд 13. Слайд 14. «Давным-давно жил-был твёрдый знак. Любил он сидеть у окна, покачиваясь на стуле, и смотреть на улицу. Как он злорадствовал, когда видел чьё-то горе! Было у него не мягкое, а твёрдое сердце. Слайд 14. И однажды ножка его стула подломилась, и знак упал. И упал неудачно. Его символ твёрдости (хвостик) сломался и отвалился. И показалось ему, что все вокруг над ним теперь смеются. Понял он, как было плохо тем, над кем он так смеялся. И решил он, что всегда будет сопереживать чужому горю. Сердце его смягчилось, и знак из твёрдого стал мягким. И по сей день на свете существуют мягкий и твёрдый знаки». (Автор Настя Ващалова 4 класс, школа № 1715 г., Москва) Пошёл мягкий знак к гласным, но гласные его прогнали: «Не нужен нам такой безгласный!» Пошёл он к согласным, но согласные согласились с гласными и тоже его прогнали. Слайд 15. «Буквы решили, что мягкий знак – бесполезная буква и только занимает место в алфавите. Они прогнали его, но очень скоро поняли, что они ошиблись. Почему буквы ошиблись? Слайд 16. Не на чем стало ездить, так как исчез автомобиль. Слайд 17. Нечем стало рисовать, пропали акварель и гуашь. Слайд 18. Слайд 19. Лето стало в три раза короче, потому что исчезли июнь и июль. Пропала вся осень: сентябрь, октябрь, ноябрь. Исчезла зима: декабрь, январь, февраль. Короче стала весна – не наступал апрель. Перепутался весь календарь. Люди прекратили учиться и учить, есть, думать, говорить и ходить. Они страдали бессонницей, так как не могли спать. Дети перестали бегать, прыгать, веселиться. Все перестали работать и играть. Прекратился дождь, перестала течь вода. Исчезли морковь и картофель. Остановилась жизнь. Все буквы поняли, какая важная буква «ь», и отправились на её поиски. (Автор Дима Ганцель, 4 класс, школа № 1715 г., Москва) Работа в тетради для печатания. Чтобы помочь буквам найти мягкий знак, мы сделаем в тетради «портрет» буквы. Буква Ь бывает печатная и письменная. Сравните их. Что можете сказать? Печатная буква состоит из двух элементов: прямой палочки и полуовала. Сначала пишем палочку, а затем от середины пишем полуовал. |
Предположения детей
-Буквы похожи.
Дети печатают букву в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Физкультурная минутка. Все короче наша тень, Это значит — скоро день.
Тень растет,
Уходит прочь, Это значит – скоро ночь. |
Приседают Встают, разводят руки в стороны. Поднимают руки вверх. Ходьба на месте. Наклоны головой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Работа в учебнике с. 86. Слайд 20. Вставить пропущенные буквы. Нар_суем м_гк_й знак Н_жно, капел_кой, вот так: Букву капел_ка смягчит – Слово м_гко прозвучит. Обыскали всё вокруг, Жд_м тебя, л_бимый друг! Какие буквы искали Ь? Что вы можете сказать о них? Гласные показатели мягкости и Ь. Все буквы попросили мягкий знак скорее вернуться. Слайд 21. Но мягкий знак стал отказываться: «Да зачем я вам нужен? Какая у меня работа в языке? |
И, Е, Ё,Я,Ю -Это гласные буквы, они указывают на мягкость. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Чтение таблицы. На что указывает буква Ь. Слайд 22.
— Что показывает нам мягкий знак? — Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко. — И всё снова стало хорошо, когда «ь» вернулся. Чтение слов с мягким знаком. (с. 86) |
Мягкий знак показывает, что согласный звук мягкий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление | Отгадывание загадок. Работа с демонстрационной кассой букв. Индивидуальная работа в тетрадях для печатания. Слайд 23. 1. Спит или купается, Все не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки.(Гусь) 2. Угадайте, что за зверь я? У меня на лбу — деревья! (Олень) 3. Хитрая плутовка, 4. В яме спит зимою длинной, но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной отправляется… (медведь). 5.Живет она в глухих лесах, 6.Не голос – громкая труба, Игра «Кто лишний?» — Что объединяет эти слова? — Какое слово лишнее и почему? | Отгадывают загадки. Определяют роль Ь в словах. Печатают отгадки.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Физкультурная минутка. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний | Чтение текста в учебнике. С.86 Слайды 24-29. Беседа по содержанию прочитанного. — Почему диким зверям трудно зимой? — Чем питается рысь? — Как питаются лоси и олени? — Как зимует медведь? Работа в парах. 1. Найти в 5-м предложении текста слоги с мягкими согласными звуками. — О ком говорится в этом предложении? 2. Восстановление деформированного предложения. Любят, животных, и, Игорь, рисовать, Ольга. | Чтение текста.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлек- сия деятельности | — Что нового узнали на уроке?
-Чему мы научились?
-Какой звук обозначает буква ь? -Что показывает буква ь?
— Оцените свою работу. Напишите букву Ь в таблице. Слайд 31.
| — Мы познакомились с буквой ь. — мы научились читать слова с ь. — Мы узнали, что показывает буква ь. -Ь звука не обозначает. —Буква Ь – показывает мягкость предшествующих согласных звуков Обучающиеся пишут букву Ь. Осуществляют самоконтроль; дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Итог урока.
| – Где поселился ь знак на ленте букв? Почему? – Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква? – Для чего нужен Ь?
Просмотр видеофрагмента о букве Ь. Слайд 33.(резерв) Слайд 32. – На листочках зачеркните мягкий знак и прочитайте слово. ЬМЬЬОЬЛЬЬОЬД ЕЬЦЬЫЬ! | — В белом домике. — Ь не обозначает звука. — Ь – показатель мягкости согласных.
— МОЛОДЦЫ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв. | Подбери словечко.
|
|
|
Использованные ресурсы:
Сказка о твердом знаке. Автор Настя Ващалова: Газета «Содружество», № 9, февраль — март 2003 г., https://www.roerichs.com/Sodr/N9/5-1.htm
Сказка о мягком знаке. Автор Дима Ганцель: Газета «Содружество», № 9, февраль — март 2003 г., https://www.roerichs.com/Sodr/N9/5-1.htm
Стихотворение «Буквы вокруг нас» . Автор Л.Сорока
Все короче наша тень. Автор В.Лунин