Урок чтения
1 класс, УМК «Гармония»
Тема: Буквы ы – И и
Цели:
Развивающие:
1. Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса
2. Развитие фонематического слуха через умение слышать звуки
3. Развивать содержательную рефлексию через обозначение звуков буквами
4. Развивать теоретическое мышление через умение обобщать изученные способы обозначения мягкости и твердости согласного звука на письме
5. Развитие самоконтроля через умение контролировать свою деятельность
Образовательные:
1. Формировать представления о буквах ы, и как ориентирах для чтения
2. Совершенствовать технику чтения
3. Совершенствовать умение составлять слого – звуковые модели слов
4. Совершенствовать умение делить слова на слоги
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение работать в коллективе
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование – формирование учебных мотивов к овладению навыками чтения, знакомству с правилами обозначения мягкости согласного.
Регулятивные: контроль учебной деятельности, оценка эффективности используемых способов действий и их результатов.
Оборудование: карточки к слого – звуковому анализу, карточки со зрительными образами букв гласных, магниты, «кирпичики» — таблички для схем.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоционально настроить детей на работу.
Со звонком дети произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Вы готовы?
Дети: Всё в порядке!
II. Речевая разминка.
Гимнастика для губ и языка.
а) «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
б) Скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].
— Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
— спокойно;
— сердито;
— весело, бодро
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
III. Актуализация опорных знаний
Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал.
Вид работы: составление схемы «Из чего состоит наша речь»
— Что нам помогает общаться?
(Речь.)
Вспомним, из чего состоит наша речь. Представим каждую часть нашей речи в виде кирпичика и составим схему на доске. Один ученик будет работать на доске, а мы поможем ему составить схему, задавая наводящие вопросы.
(«кирпичики» со словами заготовлены учителем заранее)
Вопросы детей и учителя:
-Из чего состоит наша речь?
(Из предложений.)
-Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
— Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
— При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
— А сейчас проверим, правильно ли мы составили схему. Сравним с образцом.
(на доске появляется готовый образец схемы)
Прием контроля: работа с эталоном
— Какой вывод можем сделать?
(Мы хорошо усвоили, из чего состоит речь, можем работать дальше и получать новые знания)
2) Вид работы: составление схемы «Звуки речи»
— Последний «кирпичик» в нашей схеме – звуки. Именно о звуках мы больше всего говорим на уроках чтения. Чтобы правильно обозначать звуки буквами при письме и правильно называть звуки при чтении, мы должны знать правила чтения и письма. Сегодня мы их повторим. Для начала вам нужно вспомнить, на какие группы можно разделить все звуки речи и составить схему по образцу на доске:
Звуки речи
Работа в парах. Прием: работа с эталоном.
Проверка задания:
-На какие две группы разделили?
— Чем отличаются согласные от гласных?
IV.Физкультминутка.
Учитель: Если услышите слово со звуком [о] – приседайте, [и] – поднимайте руки, [а] – кивайте головой.
Дети выполняют движения.
Стол, заяц, тигр, волк, парк, крот, кит, рысь.
Прием: задание — ловушка
Проблемная ситуация
Учитель: Почему на слове рысь вы не делали никакого движения?
Дети: Это ловушка – в этом слове нет звуков [о], [и], [а].
V. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно формулировать тему и цель урока.
Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.
Вид работы: определение темы урока.
Прием: дидактическая игра «Путаница». Работа в группах.
Дети по карточкам с буквами составляют слова, находят «лишние буквы» — и, ы.
— К нам на урок пришли буквы гласных звуков. Откроем учебник на стр.6 Какие эти буквы?
(Выставляю буквы на доску: И, и, ы.)
-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв «и» и «ы» в словах.
— Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять буквы «и» и «ы»? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
— Проверим ваши предположения.
2. Вид работы: слого-звуковой анализ слова «лисы».
Загадка.
В лесу живут
Кур в деревне крадут.
(Показываю картинку, на которой изображены ЛИСЫ)
-Составим схему к этому слову, выделим в нем слоги.
Прием: комментированное выполнение задания.
Дети работают в тетрадях для печатания.
— Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
([и])
— Какой буквой обозначим?
( Буквой и.) подписываем
-Какой согласный перед буквой и?
(Мягкий)
-Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
-Какой гласный звук во втором слоге?
([ы])
-Какой буквой обозначим?
(Буквой ы.) (подписываем)
-Какой согласный перед буквой ы?
(Твёрдый.)
-Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
— Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
-Сделайте вывод о работе букв и и ы. которую они выполняют в словах.
3. Вид работы: сравнение букв И, и, ы.
— А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный.
-Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили?
(Нет заглавной буквы ы.)
— Как вы думаете, почему?
(Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.)
Работа по учебнику со схемой предложения
Работа в парах.
VI. Физминутка.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!
VII. Поисково-творческий этап.
Цель: Развивать у детей интерес к чтению.
Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения.
1. Вид работы: чтение слогов. (Работа в парах)
(У детей на столах листы., которых написаны слоги:
МЫ НЫ ЛЫ РЫ
МИ НИ ЛИ РИ
— Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)
— Прочитаем хором.
-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
(Буква и.)
— Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?
(Буква Ы)
Прием: работа с «помощником»- правило чтения
— С какими еще буквами гласных согласные будут читаться твердо?
2. Вид работы: дополнение слогов до слова.
— Дополни слоги до целого слова.
МИ – мир, милый, Миша
НИ – низ, Нина
ЛИ – липа, лимон
РИ – рис, рисунок
— Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
-Дополни слоги до целого слова.
МЫ — мыло, мысли, мыши
НЫ – нырять
ЛЫ – лыжи, лыжня
РЫ – рыба, рысь
— Какой слог сам по себе является словом?
(Мы)
— Составьте предложение, употребив в нём это слово.
(Мы ходили с мамой в театр.)
3.Вид работы: дидактическая игра: «Твердый – мягкий» (стоя)
(зеленый-синий)
Пыль, дым, Дима, сыр, кино, зима, рыбак
4. Вид работы: чтение слогов по учебнику (стр.6)
Работа в группах по 4 человека. Прием контроля и оценки: работа с «помощником» — правило чтения.
VIII. Подведение итогов.
Цель: подвести итог урока.
Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.
— Посмотрите на домик.
-Что общего в этих буквах? (обозначают гласные звуки)
-Почему буква «и» занимает другой подъезд этого дома?
— Чему учились на уроке?
— Какую роль играют буквы Ы и И в словах?
( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.
2.Если буквы И и Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)
X. Рефлексия.
Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.
Прием: работа с «Тетрадью успехов»
— Кто из вас считает, что хорошо понял тему сегодняшнего урока?
— А кому нужно еще поработать над этой темой?
— Какие задачи определим для следующего урока чтения?