урок Обучение грамоте в 1 классе.
Составила учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Удовенко Светлана Анатольевна
МБОУ — СОШ №4
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ | |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения |
Личностные результаты | Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение? |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буквы Щ, щ; звук [щ’]; слого-звуковой анализ слова; правописание ча, ща, чу, щу; загадки, сказки, скороговорки |
Образовательные ресурсы | Счетные палочки. Предметные картинки. Конверт со знаками оценки своих достижений («светофор»). |
Сценарий урока
Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Ужасно интересно, Всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно, Нам хочется узнать Но чтоб добыть нам знания, Проявим мы старание, Тогда с тобою многое | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
эмоциональный настрой на урок |
| Удастся нам понять. – Проверим готовность к уроку | индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
|
|
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как паровоз выпускает пар? | – Щ-щ-щ..! | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [щ’].
– Познакомиться со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой |
Формулируют вместе | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, анализ слова | – Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.
– Выделите первый звук, охарактеризуйте его | Выполняют слого-звуковой анализ слов щука и лещ. – Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий | Выделяют звук [щ’] | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
2. Игра «Кто внимательный?» | Коллективная. Словесный. Игра | – Найдите одинаковый звук – С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок? | – [щ’].
– Со звука [щ’] | Распознают звук [щ’] | Коллективный. Устные ответы, игра |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | – Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шесть, шепчет, щеки, товарищи, цапля, честный, шоколад, хрящи, чаща, щит,шапка, щипцы | Выполняют действия | Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [щ’] | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Знакомство с буквой Щ | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – На что похожа буква (ща) Щ? Буква щ поможет нам Чистить зубы по утрам. В. Степанов На расчёску Щ похожа. Три зубца всего?Ну что же? Е. Тарлапан. – Выложите букву Щ из счетных палочек | Находят букву Щ Из счетных палочек выкладывают букву Щ | Находят букву Щ | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 63)
Чтение чистоговорок. | Фронтальная. Словесный. Чтение | – Прочитайте слоги и слова. – Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его. Ща-ща-ща-ходит Саша без плаща. Ще-ще-ще-свекла варится в борще. Щи-щи-щи-очень вкусны щи. Щу-щу-щу-рот лекарством полощу.
| Читают слоги и слова. – [щ’]. Согласный, всегда мягкий, глухой | Распознают букву щ в словах. Произносят и характеризуют звук [щ’]. Правильно называют букву щ | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
5. Работа со стихотворением Г. Виеру | Групповая. Словесный. Чтение, беседа. | – Прочитайте Стихотворение, Рассмотрите Картинку. – Назовите Слова С Буквой щ —Что проглотила щука?
| Читают стихотворение, находят слова с буквой щ | Выразительно читают стихотворение. Умеют работать в группе | Групповой. Чтение |
6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник, | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. – В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не | Читают правило, находят слова. Запоминают правописание ча, ща, чу, щу. Рассказывают правило | Устанавливают на основе наблюдения, чтения правила и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу | Фронтальный. Правило правописания ча, ща, чу, щу |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| надо показывать особыми буквами. – Найдите слова с сочетанием данных букв |
| всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий |
|
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62) | Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ | – К какой сказке эта иллюстрация? – Кто на ней изображен? – Кто выполнял желания Емели? – Какие были желания? – Расскажите сказку | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.
Рассказывают сказку | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию для ответов на вопросы. Рассказывают сказку, соблюдая логику | Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
2. Работа со скороговорками (учебник, | Фронтальная. Словесный. Чтение | – Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. – Какой звук мешает произносить скороговорку? | Читают скороговорки | Четко произносят звуки, проговаривают слова | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Загадки про овощи (учебник, с. 64) | Фронтальная, парная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике | Читают и отгадывают загадки, рассматривают рисунки | Осуществляют синтез понятия «овощи», анализируют текст загадок | Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы |
Окончание табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4. Чтение стихотворения С. Михалкова (учебник, с. 65) | Групповая, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа | – Что делают щенки? – Как они это делают? – Что есть у щетки? – Чем недовольны щенки? – В каком настроении они ушли? | Читают стихотворение, отвечают на вопросы | Осмысленно и выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию и знаки препинания. Находят ответы на вопросы в тексте | Групповой, индивидуальный. Чтение, устные ответы |
5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65) | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Дидактические упражнения | – Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили? – Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны. – Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу? | Придумывают слова | Распознают ча, ща, щу в словах. Контролируют свои действия в процессе выполнения упражнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки | Фронтальный, индивидуальный. Дидактические упражнения |
VI. Рефлексия. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. | -Кто доволен своей работой на уроке? -Оцените свои достижения на уроке с помощью «Светофора». | Отвечают на вопрос учителя. Оценивают свою работу на уроке. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
VII. Итог урока. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока. | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |