Конспект урока для 1 класса «Перенос слова»






Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Сургута Бондарь Оксана Михайловна


Образовательная система «Школа 2100»

Предмет: русский язык

Класс: 1

Тема: «Перенос слова»

Тип урока: «открытие» нового знания




Структура урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Постановка проблемы и мотивация к деятельности

IV. Самостоятельное формулирование темы урока

V. Физминутка

VI. Совместное открытие «новых» знаний

VII. Применение нового знания

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.











Технологическая карта изучения темы.


Тема

Перенос слова

Цели


Основные общеучебные цели:

— развивать организационные умения: продолжать учиться;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник;

планировать работу над заданием в соответствии с только что изученным алгоритмом;

— формулировать логично обоснованные высказывания, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

— делать выводы на основе обобщения знаний;

— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, группах.

Основные предметные цели:

— познакомить с правилами переноса слов с одной строки на другую;

— формировать умение обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;

формировать умение делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

правописные умения:

— делить слова на части для переноса;

— оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

— каллиграфически правильно писать;

учебно-языковые умения:

— делить слова на слоги, ставить ударение;

речевые умения:

— составлять предложения из слов;

— правильно списывать слова и предложения;

— проверять написанное, сравнивая с образцом.

Метапредметные:

личностные универсальные учебные действия:

— принимать и осваивать социальную роль ученика;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом ;

регулятивные универсальные учебные действия:

— готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные универсальные учебные действия:

развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

— ориентироваться в учебнике, в тетради;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

— делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные универсальные учебные действия:

— донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— учиться работать в паре, в группе.

Основные понятия

Слог, ударение, перенос слова, звук, буква.

Методы и методические приемы

Метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания

Формы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Ресурсы:

— основные


— дополнительные

Мультимедийная презентация, мультимедийный программный продукт единой коллекции ЦОР, рабочая тетрадь


Литература для учителя:

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2012.

Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2012.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык Методические рекомендации для учителя по курсу «Русский язык» 1 класс.- М.: Баласс, 2012.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки). Учебник для первоклассников. – М.: Баласс, 2012

Литература для учащихся:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки). Учебник для первоклассников. – М.: Баласс, 2012

Бунеева Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику « Русский язык», 1 класс. — М.: Баласс, 2012.

Оборудование:



Доска, видеопроектор, компьютер


Технология проведения

Метод

Форма

Средства

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты


I. Организационный момент

(3 мин)

Цель:

— мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;










Мотивирующий приём «Улыбка», прием «Путешествие с героем мультфильма».

Фронтальная

Мультимедийная презентация

(слайд 1,2,)





Мультимедийная презентация (слайд 3)






Мультимедийная презентация (слайд 4)



Мультимедийная презентация (слайд 5)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

— Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится (улыбка)

— Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Девиз урока: Наблюдаю – замечаю – размышляю — делаю выводы.

— Как вы понимаете эти слова?










— Учат тому, что мыслительная работа воспитывает человека.

— Учат видеть и выделять главное.




Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)


Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Актуализация знаний (10 мин)

Цели:

— организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

— выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося;


Индивидуаль-ная и фронтальная работа.

Мультимедийная презентация

(слайд 6)





























Мультимедийная презентация

(слайд 7)











Мультимедийная презентация

(слайд 8)

I.Запись числа.

II.Чистописание

1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».

Откройте тетрадь на с. 9. Рассмотрите рисунок.

Куда спешит улитка?

Интересно, кто её там ждёт?

Нарисуем улитку на строчке.

Учитель показывает последовательность выполнения на доске. Сначала е-образные рожки, потом туловище и «домик». Затем дети рисуют самостоятельно.

2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова?

3. Чтение и запись слов.

Прочитайте слова про себя.

Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.

Запишите слова, диктуя их по слогам.

Какую роль в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак?

Подчеркните их в словах.

II.Словарная работа.

Лунтик прилетел на Землю и тоже учится писать и читать вместе с вами.

И сейчас у нас словарная работа. Лунтик вместе со своими друзьями учится писать слова – названия предметов.

Учитель демонстрирует картинки, учащиеся записывают.

Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте правильно и запишите.

В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ

— Назовите пропущенные буквы.

— Что объединяет эти слова? — Найдите лишнее слово?

Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?

— Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв?

— Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу)

— Как определили в словах

количество слогов?




Учащиеся работают в тетради самостоятельно.























Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.














Учащиеся работают со словарными словами: делят слова на слоги, указывают количество слогов.






Ученики называют признак определения количества слогов.



Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



Ориентироваться в учебнике, в тетради (Познавательные УУД).


Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Регулятивные УУД)






















Делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество букв и звуков в слове.








III. Постановка проблемы и мотивация к деятельности

(2 мин)


Цель:

— создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез;









Проблемный вопрос

Фронтальная

Работа в парах.

Мультимедийная презентация

(слайд 9)










Мультимедийная презентация

(слайд 10)





Мультимедийная презентация

(слайд 11)



Под руководством учителя ставится проблемный вопрос.

Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках.

(На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)

ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА

— Какое предложение у вас получилось?

— Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе.

— Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?

— Что вы посоветуете Лунтику.












Ученик работают в парах, составляют предложение.


Учащиеся выдвигают свои гипотезы (с одобрением выслушивается любая гипотеза).


Принимать и осваивать социальную роль ученика (Личностные УУД).





Составлять предложения из слов.




Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Регулятивные УУД).




IV.

Самостоятельное формулирование темы урока

(3 мин)

Цели:

— организация постановки цели урока, составления совместного плана действий;

— уточнение следующего шага учебной деятельности;





Подводящий к теме диалог.

Фронтальная

Мультимедийная презентация

(слайд 12)

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Показывает слайд следующего этапа.

Проводит диалог, подводящий учащихся к определению темы урока.

— А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?

— Да, переносить слова надо по правилам.

— Кто догадался, какая тема нашего урока?

— Чему будем учиться?











Ученики делают вывод: сегодня на уроке мы будем учиться переносить слова с одной строки в другую.


Определять и формулировать цель деятельности на уроке

(Регулятивные УУД)


V. Физминутка

( 2 мин)




На зарядку солнышко

Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «Раз!»
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы.

По команде «Два!»



VI. Совместное открытие «нового» знания (10 мин)

Цели:

— реализация совместных действий в соответствии с планом;

— фиксирование новых знаний в речи и знаках;

— организация устранения затруднений;



Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.











































Сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника.


Работа в группах.

Мультимедийная презентация

(слайд 13)







Мультимедийная презентация

(слайд 14)






Мультимедийная презентация

(слайд 15)











Мультимедийная презентация

(слайд 16)







Мультимедийная презентация

(слайд 17)






Мультимедийная презентация

(слайд 18)


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует работу в группах для достижения поставленной цели.

Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова.

Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило

Последовательность работы:

1.Прочитать слова.

2.Обратить внимание на выделенные буквы.

3.Посмотреть, где стоит знак переноса.

4.Сформулировать правило переноса.


Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Лунтик рад, он узнал правила переноса слов.

и сразу же захотел рассказать это их своим друзьям





















Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?


Учащиеся выдвигают свои гипотезы (с одобрением выслушиваются все объяснения).

Представитель от 1 группы показывает задание.

У ро|-зы ост|-ры|е ши|-пы.

Бро|-дит ста|-до по лу|-гам.

Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Вывод: слово переносится по слогам.

Представитель от 2 группы показывает задание.

Все читают хором слова: груп-па, тон-на, масс-са.

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Вывод: если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Представитель 3 группы показывает задание.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд

Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них. Вывод : буквы Ь, Ъ,Й нельзя отрывать от предыдущего слога.

Представитель 4 группы показывает задание. Читаем слова: лес, пень, лось. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Вывод: слово из одного слога не переносится.

Представитель 5 группы показывает задания.

Все читают хором слова: Юля, обед, края

Выделены буквы Ю,О,Я. Знак переноса не стоит.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (Личностные УУД)







Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану

(Регулятивные УУД).






Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (Познавательные УУД).





Слушать и понимать речь других, уметь доносить свою позицию до других (Коммуникативные УУД).








Проводить анализ учебного материала (Познавательные УУД).





VII. Применение нового знания.

(10 мин)

Цель:

— организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;

Продуктивное применение

Метод познания.

Фронтальная, индивидуаль-

ная.

Мультимедийная презентация

(слайд 19)





















Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

е – два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

у – кол

И получил за это «кол».

Опять я перенес:о – пять,

Теперь, наверно, будет «пять»?!

— Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам?

1. Упражнение в делении слов для переноса.

2.Выполнение упр.21. с.21. по алгоритму.

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем.























Ученики выполняют задание на доске и в тетрадях.

Ди-ван, бар-сук, рей-ка, се-мья, подъ-ём, пись-мо, змея, коль-цо, огонь.

Применяют алгоритм действий и объясняют перенос.


Оформление записи в тетради.

Ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике, в тетради (Познавательные УУД).














Работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль (Регулятивные УУД).


Делить слова на части для переноса.

Каллиграфически правильно писать.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(5 мин)

Цели:

организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Вывод по проблеме


Фронтальная

Мультимедийная презентация (слайд 20,21)

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

— Мы переходим к последнему этапу.

— Подводим итог работы на уроке.

Какое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы.



Оценивание своей работы на уроке, используя схему. Учащиеся дают словесную и цветовую оценку.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

(Познавательные УУД).


Оценивать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Составление предложений по схемам"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: