Тема: « Письмо строчной буквы В»
Цель: ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по конструированию и письму строчной буквы «в» по определенному алгоритму.
Планируемые результаты.
Ученик научиться: -обозначать звуки [в] и [в’] буквами;
-перекодировать звуки в письменные буквы;
-писать букву «в» на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
-выполнять три вида соединения букв в слогах и словах
(верхнее, нижнее, среднеплавное);
-конструировать букву письменную букву «в» из элементов- шаблонов.
Обучаемый получит возможность:
-выполнять логические задания на сравнение букв;
-формировать четко дифференцированный зрительно- двигательный образ строчной буквы «в».
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные.
Ученик научиться: -принимать и сохранять учебную задачу
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале сотрудничестве с учителем.
Обучаемый научиться: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Обучаемый получит возможность: — оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
Ученик научиться: -работать с информацией представленной в графической форме;
-устанавливать причинно- следственные связи;
-осуществлять логические операции- сравнение, анализ, синтез.
Обучаемый получит возможность: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием прописей;
-строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
Ученик научиться: -строить понятные для педагога и партнера высказывания;
-учитывать позицию собеседника;
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучаемый получит возможность: -формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые личностные результаты.
Обучаемый сформулирует: —внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Обучаемый получит возможность сформировать: -внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа « хорошего ученика»;
-ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности;
-способности к самооценке но основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель.- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь и поздоровайтесь с гостями.
— Садитесь.
2.Объявление темы урока, постановка цели.
Учитель. – Тема нашего урока «Письмо строчной буквы «в»».
— Определим цели нашего урока. Откройте тетрадь по письму на странице 7. Посмотрите внимательно и скажите, что мы уже умеем, а значит, сможем повторить.
Дети. – Умеем читать и писать по звукобуквенной схеме;
-Сравнивать буквы и слова;
-Записывать слова и предложения с комментированием;
-Составлять текст, опираясь на схему-модель текста.
Учитель. – Определим, чему научимся.
Дети. – Научимся писать новую букву, строчную букву «в».
— Выберем, какие элементы нужны для письма новой буквы;
— Научимся соединять букву «в» с другими буквами;
— Писать слова с буквой «в».
3.Актуализация.
Учитель. – Прочитаем слова, записанные на доске. (Чтение хором.)
ВЕДРО, ВОЛК, ВАРЕНИК, ВИТРИНА.
— По какому признаку их можно объединить в одну группу?
Дети. – Это слова — названия предметов;
— Все они начинаются с буквы «в», которую мы сегодня будем писать.
Учитель. – На какие 2 группы можно разделить эти слова?
Дети. – Одушевлённые (волк) и неодушевлённые (ведро, вареник, витрина);
— Слова, в которых буква «в» обозначает твёрдый согласный звук [в] и слова, в которых буква «в» обозначает мягкий согласный звук [в’] .
ВАРЕНИК, ВОЛК ВИТРИНА, ВЕДРО
[в] [в’]
4. Формирование зрительного образа строчной буквы «в» в памяти учащихся.
Учитель. – Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «в». Чем они похожи?
Дети. – Элементами ( овалом 0).
Учитель. – Чем различаются?
Дети. – У письменной буквы есть наклон.
— Элемент «линия с петлёй».
Учитель. – Посмотрите на букву «в» на верхних строчках страницы 7. Из скольких элементов она состоит?
Дети. – Из двух.
Учитель. – Назовите их.
Дети. – Малый овал, наклонная линия с петлёй вверху.
Конструирование.
Учитель. – Приготовьте конверт для конструирования, выньте из конвертов все элементы, которые вы видите в правом верхнем углу тетради. Выберите нужные элементы и сконструируйте строчную букву «в».
1 ученик у доски конструирует букву.
— Покажите, какая буква у вас получилась. Проверьте, как выполнена ваша работа по «Ключу к конструированию письменных букв на последней странице. ( в 25,40 или 41 )
Учитель. – Посмотрите внимательно на оставшиеся элементы. Определите, какую букву можно ещё сконструировать?
Дети. – Заглавную букву О.
Учитель. – Уберите элементы в конверт. Положите перед собой прописи и соедините простым карандашом элементы буквы «в» в правом верхнем углу с буквой. С какими по счёту элементами соединили?
Дети. – (1,3).
5.Письмо строчной буквы «в».
Учитель. а)– Научимся писать строчную букву «в». Внимание (показ учителем на доске). Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись её, опускаем прямую вниз, пересекаем плавную линию на верхней линии рабочей строки. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись её. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз и « закрываем» овал на прямой линии.
— Письмо под счёт (и – раз – и – два).
б) Письмо «в воздухе».
Учитель. – Поставим руку на локоток. Пропишем букву «в» « в воздухе». Приготовились под счёт « и – раз – и – два».
в) – Обведём букву «в» по пунктирным линиям в голубой рамочке, под счёт.
г) – Пропишем букву на первой рабочей строке. Вспомним правило «трёх». Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки.
Пропишите строку, обводя букву по пунктирным линиям, две буквы напишите самостоятельно.
д) Самопроверка.
— Подчеркните букву, которая больше всего похожа на образец.
е) Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом. Пусть ваш сосед выберет ту букву, которая у вас больше других похожа на образец. Поменяйтесь тетрадями. У кого ваше мнение и мнение вашего соседа совпали, и вы подчеркнули одну и ту же букву?
Физминутка.
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
( Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Покачивания руками.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
(Наклоны туловища вперёд, назад, вправо, влево.)
Будем вместе приседать-
Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания.)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)
6. Письмо слогов.
Учитель. – Чему научились? Для чего?
— Посмотрите на вторую рабочую строку. Чему сейчас научимся?
Дети. – Писать слоги с буквой «в». Соединять букву «в» с другими буквами.
Учитель. – Прочитаем слоги хором. Чем они похожи?
Дети. – Все слоги начинаются с буквы «в».
— На втором месте буквы гласных звуков.
Учитель. – Чем они различаются?
Дети. – Разные буквы гласных звуков, отсюда разные соединения с буквой «в» ( среднеплавное –« вё», верхнее –«ви», нижнее – «во»).
Учитель. – Обведите каждый слог по пунктирным линиям и один раз напишите самостоятельно.
— Чему научились? Для чего? (Чтобы правильно писать слова)
7.Выполнение речеязыкового задания.
Учитель. – Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Что нарисовано?
Дети. – Вазы и вязы.
Учитель. – Прочитаем первое слово по звуковой схеме.
— По слогам. Сколько слогов? Какой слог ударный?
— Сколько в слове звуков? Сколько букв?
— Какой звук обозначает буква «в» в этом слове?
Дети. – [в].
Учитель. – Что мы должны сейчас сделать?
Дети. – Перекодировать звуки в письменные буквы.
Учитель. – Работаем в тетрадях и у доски. Итак, первая буква (1 человек) и т.д.
Аналогично слово «вязы».
Учитель. – Ребята, а вы знаете, почему такое название у дерева? Постарайтесь найти ответ в тексте стихотворения.
ВЯЗ
Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз-
Не расколешь вязкий вяз.
— У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть, щепать. За это свойство дерево и получило своё название.
Учитель. – Мы перекодировали звуки в письменные буквы. А теперь чо должны с ними сделать?
Дети. – Соединить, чтобы получилось слово.
Учитель. – Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо.
— Проверьте, правильно ли вы написали. Что для этого нужно сделать?
Дети. – Разделить слова на слоги и поставить ударение.
Учитель. – Выполняем проверку.
— Ребята, посмотрите, как написаны у нас слова. (через чёрточку) Что мы должны сделать со словами?
Дети. — Сравнить. Сходства – два слога, 1-ый ударный, начинаются с буквы «в», второй слог одинаковый. Различия – первые слоги разные, гласные «а» и «я», в — [в], а в другом в — [в’].
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево.)
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Учитель. – Прочитайте следующую пару слов. Сравните слова.
— Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо.
ВЁДРА — ВЫДРА
ВОЛ — ВЁЛ
Физминутка.
«Солнечные зайчики». Гимнастика для пальчиков рук.
8. Выполнение заданий с буквами.
Учитель. – Посмотрите. Какое задание приготовил нам Вопрос Вопросыч?
Дети. – Сравнить буквы.
о – в
в – а
9. Составление текста по картинке с опорой на модель текста.
Меня пронырой совы дразнят,
Нырять и плавать плохо разве? (На доске)
Учитель. – Найдите животное в этих стихотворных строках.
Дети. – Выдра.
Учитель. – Рассмотрите рисунок в тетради.
— Где живёт выдра? (На берегах водоёмов, рек с быстрым течением.)
— Чем питается выдра? (Рыбой, раками, моллюсками, грызунами и насекомыми.)
— Что любят делать выдры?
Дети. — Кататься с гор – зимой по снегу, а летом по глинистому склону на брюхе, прямо в воду. И в воде не успокаиваются – носятся друг за другом, устраивают возню, играют в «догонялки». Весёлый зверь.
Учитель. – Рассмотрите схему- модель текста. Сколько в нём предложений? Что ещё есть у текста? (Заголовок.) составьте рассказ о выдре, используя данную схему текста. РАБОТА В ПАРАХ. Свою готовность, покажите поднятыми руками.
Проверка. Например. Выдра
Выдра живёт у реки.
Она ест рыбу.
Выдра – весёлый зверь.
10. Итог.
— Чему научились на уроке?
—Достигли поставленной цели?
— Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке, кому было всё понятно и легко работать? А у кого были затруднения?