ТЕМА: «Правописание сочетаний ЖИ, ШИ в словах»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Березуцкая Светлана Викторовна
Тип урока: актуализация знаний и умений (урок повторения)
Вид урока: урок-игра
Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний жи-ши в словах;
Задачи:
-закрепить умение писать букву «и» после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши);
-находить слова с буквосочетаниями жи-ши , выписывать из текста слова с этими буквосочетаниями;
— обогащение словаря с помощью введения новых слов;
-коррекция чистописания;
-способствовать развитию интереса к русскому языку, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе;
— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-формирование аккуратности ведения тетради;
-развитие самостоятельности выполнения заданий;
Методы обучения: продуктивный
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, интерактивная доска.
ХОД УРОКА.
Организационный этап
Долгожданный дан звонок, (слайд 2)
Начинается урок!
Как нам правильно писать,
Будем вместе повторять.
Актуализация знаний
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие . Куда? Пока не скажу, но там нас ждут приключения.
Минутка чистописания (слайд 3)
— Ребята, чтобы наш поезд поехал, нам необходимо прописать буквы Ж и Ш у себя в тетрадочках. Но сначала ответьте на вопросы.
— Что вы можете сказать о звуке [ж]. Какой он?
— Что вы можете сказать о звуке [ш]. Какой он?
(слайд 4) Внимательно посмотрим на доску и вспомним правильность написания букв.
Молодцы! Все справились.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— Что связывает буквы ж -ш? Определите тему нашего урока. (слайд 5)
Тема нашего урока «Правописание буквосочетаний жи-ши в словах».
— Чему вы будете учиться на уроке? (слайд 6, 7)
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Станция ЖИШИНО (слайд 8)
— Ребята, мы с вами прибыли на станцию Жишино. Проводник попросила помочь рассадить пассажиров по вагонам: в 1 вагон животных с сочетанием ШИ, а во 2 – ЖИ.
Роща ЖИШИНО (слайд 9)
— Ребята, сейчас мы проезжаем рощу станции Жишино. Проводник передала вам задания, которые вам необходимо выполнить. Вы готовы?
— У вас на столах лежат карточки. На них написаны предложения и чистоговорка. Послушайте внимательно.
Пчела жужжит. Змея шипит.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
— Ребята, а вы заметили, что некоторые буквы убежали?
— А давайте, вы сейчас вставите пропущенные буквы, а потом мы все вместе проверим, правильно ли вы это сделали.
-Молодцы. А теперь смотрите на доску и проверяйте, правильно ли вы вставили буквы.
Станция ЗАРЯДКИНО (слайд 10) +презентация «Зарядка для глаз»
— Молодцы, вы все взбодрились и готовы продолжать наше путешествие. По местам.
Словарная работа (презентация) (слайд 1) с 117. Учебник
1.Отгадать загадку: (слайд 2)
Чтобы я тебя повез, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
2.Анализ слова: (слайд 3)
Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)
Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
Какую букву надо писать? (а)
Найдите шипящий звук в слове. (ж)
Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный)
Какой звук мы слышим после него? (ы)
Запишите слово машина.
3.Образование слов от слова машина. (слайд 3)
Как называют игрушечную машину? (машинка)
Где стоят новые машины? (машинный двор)
4.Работа с поговоркой. (слайд 4)
Машина любит ласку, чистоту и смазку.
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
5.Межпредметная связь. (слайд 5)
Какие виды машин вы знаете?
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования) (Слайд 6)
Обобщение и систематизация знаний.
Станция РЕЧНАЯ (слайд 12)
— К сожалению, проводник, сказала, что погода испортилась и предложила нам любоваться пейзажем через окошко. Но надо не просто посмотреть предмет с сочетанием ЖИ-ШИ, а записать в тетрадь
Работа по учебнику
С.117 упр.4 (устно)
С.118 упр.6 (самостоятельно по образцу)
(слайд 13)-Вот наше путешествие подходит к концу, и мы с вами отправляемся в обратный путь. Но чтобы в поезде не скучать поиграем «Найди пару». Для этого надо прочитать слова левого столбика, затем правого и найти пары слов из левого и правого столбика.
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
—Посмотрите на доске текст, но в нём допущены ошибки давайте исправим их. (блокнот, интерактивная доска)
Рефлексия.
-Ну, что сегодня все молодцы.
-Вам путешествие понравилось?
— А что вам понравилось больше всего?
На какое правило нам встретились слова в пути. Назовите эти слова. (слайд 14)
Оцените свои достижения (показывают смайлики) (слайд 15)
-Дома поиграйте с родителями, кто больше назовёт слов с сочетаниями жи – ши.