Конспект урока для 1 класса «Роль ударения в словах»



МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №119» г. Перми.













Открытый урок на тему:

«Роль ударения в словах»

(1 «Б» класс, 2010-2011 учебный год.)

Дата проведения: 12.04.2011г.







Павлушина И.А.

учитель начальных классов











г. Пермь.

I

Организационный момент


Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнем урок тогда


II

Актуализация знаний

  1. Работа со словарными словами.


Ребята, посмотрите внимательно, перед вами схемы словарных слов:


Я __ О __ А ягода

__ __ А __ __ класс

__ Е __ Ё __ А берёза

__ О __ __ __ А Москва


  • В какой схеме есть мягкий согласный звук?

  • Почему он мягкий?

  • В каких словах количество букв меньше, чем звуков?

  • А почему?

  • А какие еще буквы могут обозначать два звука?

  • Буква Ё в третьем слове обозначает один или два звука?

  • Сколько слогов в каждом слове?

  • Как вы узнали?

  • Что мы знаем о гласных? Одинаково ли произносятся все гласные в слове?

  • А как определить в слове ударный гласный?

  • Как называется слог, в котором есть уларный гласный?


Ребята, назовите слова, которым соответствуют данные схемы (на доске появляются слова).


  1. Запишите эти слова себе в тетрадь в два столбика. С ударением на первый слог и на второй слог (слайд 1).

класс ягода

берёза Москва

Проверяем (затруднений не вызвало).

Слайд 2 (появляется слово «замок») Запишите это слово в тот или иной столбик.





III

Выявление причины затруднения и постановка цели.

Проверяем, почему так случилось, что слово попало в разные столбики ( есть зАмок и замОк)

Слово не произносилось, не знали какой гласный ударный, следовательно не знали значение слова (кто-то представил зАмок, а кто-то замОк).


Вывод: Важно ли знать место ударения в слове?


IV


Сообщение темы урока.

А знаете ли вы, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Слушайте внимательно, я начну, а вы будете продолжать.

Сказка:

В некотором царстве, в некоторм государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало:

«Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых слов» (Слайд 3)

Вышел вперед замОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто черточка».

Рассердилось ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый. Как вы думаете какое теперь слово получилось? (зАмок, слайд 4).

Вышел ирИс (слайд 5)«Да, я такой сладкий и липкий, что тебе, Ударение, не покинуть меня». Как вы думаете, что произошло? Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в Ирис (слайд 6).


А теперь попробуйте сами закончить сказку. (слайд 7)

На совете присутствовали слова: стрелкИ и гвОздики, распределитесь в парах по ролям – одни становятся стрелкАми, а другие – Ударением.

Объясните, почему вы не боитесь ударения? Затем поменяйтесь ролями, Ударение становится гвОздиками.

Выслушиваем мнения ребят.

Вывод: Слова поняли, что не могут жить без ударения и отвели ему в слове почётное место. Не просто палочка, а волшебная.

— А почему волшебная? (ударение может изменить значение слова)

— А где можно узнать о значении слов? (в словаре)

Ребята, а сейчас вернитесь к записанным словам, и скажите есть ли среди них такие, в которые могут не бояться ударения.

КЛАСС, БЕРЁЗА

( в слове один слог, а в другом слове ё – всегда ударная)


V

Построение выхода из затруднения.

Посмотрите на слова, записанные на доске.

— Уху

— Пили

Ясно ли, что это за слова? А почему? ( нет ударения и слова не произносились)

Я вам помогу. (НА доске открываются предложения)

Дети делают вывод, что по смыслу предложения можно понять о чем идет речь.

Мы сегодня варили … .

Комар подлетел к уху … .

Дети … молоко.

бревно ровно.

(Вспомнить о написании в словах большой буквы)


VI

Самостоятельная работа. Включение в систему знаний.

А сейчас вы поработаете самостоятельно.

Перед Вами карточки желтого и оранжевого цвета. Вы знаете, карточки какого цвета таят в себе небольшие трудности. Выберете для себя карточку и спишите предложения, вставляя пропущенные слова.

Жёлтая карточка: Яйцо содержит … и …желток. Мы кормили … .

Оранжевая карточка: Язык без костей. Миша дружит с … .

— Что помогло правильно выбрать слово?



Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте предложение. Встретились ли Вам одинаково написанные слова? Когда данный результат сложения будет верным? ( Сто сорок плюс сто сорок будет двести сорок)


VII

Рефлексия

Сценка.

Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство (берет бутылочку с лекарством и читает вслух). Три раза в день, после приёма пищИ.

Принимает и начинает пищать.

-Что случилось? Почему ты пищишь?

— Я приняла лекарство, а здесь написано «После приема пищИ»

-Ах,ты, глупышка. Ты проболела, а мы на уроке проходили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

-После приёма пИщи.

А как, Вы, думаете , есть ли ударение в музыке и живописи?

Фонограмма 1. Услышали ударение? Как оно звучит? (выделяется голосом)

Дирижёр показывает более сильную ноту взмахом дирижерской палочкой.

Фонограмма 2. Вспомнили, как поёт кукушка. Выделяет ли она ударный слог? Вот видите и в природе не обойтись без ударения.

В живописи тоже существует такое понятие как акцент цвета.

Выразите в цвете свое отношение к уроку. (На импровизированной поляне дети прикрепляют цветы разного цвета, в зависимости от своей оценки к уроку.





Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Род имен существительных"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: