Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
Тверской области
Конспект урока по литературному чтению
(обучение грамоте)
в 1 классе
«Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б»
подготовила
учитель начальных классов
Сутягина Наталья Васильевна
2014
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.
Цель: Познакомить обучающихся с буквами Б, б и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звуки [б ] [ б’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; соотносить все изученные буквы со звуками
1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.
3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, сигналы светофора, звуковые модели слов, шаблоны букв.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [б], [б’] обозначаются буквами Б,б, научиться читать слова с изученными буквами.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя
| -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного — мальчики. Умницы! (садятся девочки) Молодцы! (Садятся мальчики) Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше Как нам надо работать на уроке? Успеха и удачи вам! |
Работать внимательно. Думать самостоятельно. Сидеть замечательно.
|
II этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовить к восприятию нового.
| Мы отправляемся с вами дальше. Давайте вспомним, что мы знаем. -Поделите данные буквы на две группы: а, г, о, в, у, ы, р, и, т. (Слайд 2) Назовите гласные, согласные. Молодцы! |
Гласные и согласные.
Гласные: а. о, у, и, ы. Согласные: г, в, р, т. |
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. | -Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Отгадайте: Растянулась Как гармошка Чудо-печка Под окошком. Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы.
Что за дворник удалой Снег сметает с мостовой Не лопатой, не метлой, А железною рукой? Стоит в лесу Алёна, Платок на ней зелёный, Очень тонкий нежный стан, Белоснежный сарафан. Ни слова не скажу, Но любого разбужу. — Перечислите отгадки. Что объединяет все эти слова? — Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.73. (Слайд 3) Посмотрите внимательно на эту страницу и назовите тему нашего урока. -Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых знаний? — На доске план урока, составленный с помощью знакомых моделей. Давайте прочитаем его. -Много у нас задач на уроке? -Какая должна быть работа на уроке? |
Батарея
Буквы
Бульдозер
Берёзка
Будильник Звук [ б ] Познакомиться с новой буквой и новыми звуками. Закрепление полученных знаний и урок новых знаний.
Чтение плана урока Четкая, активная, дружная. |
IV этап Поиск решения проблемы — открытие нового знания. Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
| — Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы. -Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них? Объясните значение этих слов. .
-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели.
— Какие звуки нас интересуют в этих моделях?
— Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук. -А теперь дайте характеристику этому звуку.
-Теперь произнесите второй звук.
-А теперь произнесите эти два звука. Эти звуки обозначаются одной буквой. Кто знает какой? Повторим. (Слайд 4)
-А теперь перейдём к следующему этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Б, б Молодцы! — Откройте алфавит и найдите место буквы Б в алфавите. (Слайд 5) Перед какой знакомой буквой находится буква Б? -Что общего в звуках, которые обозначаются буквами Б и В? -После какой знакомой буквой находится буква Б? -Чем отличаются звуки, которые обозначаются буквами А и Б?
| Будем работать с моделями слов.
бант, бинт.
Бант -лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель. (Косы с бантами). Бинт — полоска ткани (марли, холста, полотна, фланели), используемая для перевязки ран, наложения повязки, переплетения книг. Работа в парах : читают модели, дают характеристику каждому звуку. В слове «бант» нас интересует первый звук[ б ], а в слове « бинт» — первый звук [ б ‘] [б] — согласный, звонкий, твердый.
[б‘] — согласный, звонкий, мягкий.
Буквой Б. Большая печатная буква Б, маленькая печатная буква б, обозначает согласный звонкий твердый (мягкий) звук [ б ], [ б ‘] Работа с конвертами: конструирование новых букв.
Поиск информации в учебнике. |
V.Физкультминутка | Ребята, я буду называть слова с буквой Б.. Если буква стоит в начале слова — вы приседаете, в середине слова — хлопаете, в конце слова — шагаете. Буква, обруч, дуб, бочка, суббота, рыба, зуб, берег, бровь, столб. | Дети выполняют упражнения. |
VI. Первичное закрепление. Работа в парах. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой. | 1). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «булка», а вторая — со словом « белка». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новым звукам и буквам?»
2). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы. — Сколько слоговых моделей? -Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит? Прочитайте в парах звуки первого столбика. -Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель??
-Посмотрите на третью модель. Расскажите про неё.
Сравните 2 модель и 3 модель. Чем они отличаются?
| Парная работа. Обсуждение вопроса
Чтение слогов с изученной буквой
Их три. Первый звук- ртооткрыватель, а второй звук [ б ]
Первый согласный звонкий , твердый звук [ б ] и ртораскрыватель.
Первый согласный звонкий, мягкий звук [ б‘] и ртораскрыватель.
|
VII. Упражнение в чтении слов Работа в парах Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов | — Какой следующий этап работы? Правильно. Самое главное: нам надо договориться, как будем читать?
| Чтение столбиков слогов и слов с новыми звуками.
|
VIII этап. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | — С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? — Что вы о ней узнали? — Что особенно запомнилось на уроке? Я запомнил …… -За что бы вы себя могли похвалить? — Что вам особенно понравилось в уроке? -Что было трудное на уроке?
| Рефлексия собственной деятельности
|
Используемые источники:
1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2. Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011.