Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
Тверской области
Конспект урока по литературному чтению
(обучение грамоте)
в 1 классе
«Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш, ш»
подготовила
учитель начальных классов
Сутягина Наталья Васильевна
2014
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Тема: Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш,ш
Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ш, ш и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звук [ш], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.
3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, сигналы светофора, звуковые модели слов, шаблоны букв.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ш]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ш,ш, научиться читать слова с изученными буквами.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя
| — Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв, сигнальных карточек.
|
II этап. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового. | — Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы. (Слайд 1) -Что мы знаем о согласных?
-Молодцы! А всегда ли это так? | Гласные и согласные.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.
|
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. | — Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.82. (Слайд 2) Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели? -Назовите тему нашего урока. -Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых знаний? — Составим план урока с помощью знакомых моделей. Давайте прочитаем его. -Много у нас задач на уроке? -Какая должна быть работа на уроке? |
Звук [ ш ]. Познакомиться с новой буквой и новым звуком. Закрепление полученных знаний и урок новых знаний. Составление плана урока
Четкая, активная, дружная. |
IV этап Поиск решения проблемы — открытие нового знания. Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
| — Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы. -Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них? Объясните значение этих слов. .
-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели. (Документкамера)
— Какие звуки нас интересуют в этих моделях?
— Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук. -А теперь дайте характеристику этому звуку.
-Теперь произнесите последний звук второго слова.
— Еще раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой? (Слайд 3).
— Назовите мне слова, в которых пишется буква ш. (Слайд 4)
-А теперь перейдём к следующему этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ш, ш. Молодцы! — Откройте алфавит и найдите место буквы ш в алфавите. Перед какой знакомой буквой находится буква ш?
| Будем работать со схемами слов.
Шляпа, душ.
1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку. 2. Работа у доски: в слове «шляпа» два слога, первый звук [ш], второй звук – [л’] – согласный, мягкий, звонкий, третий –[а] – гласный, ударный, четвёртый –[п] – согласный, глухой, твёрдый, последний звук – [а] – гласный, безударный.. Второй ученик: в слове «душ» один слог. Первый звук в слове [д] –согласный, твёрдый, звонкий, второй – [у] – гласный, ударный, третий звук –[ш] В слове «шляпа» нас интересует первый звук [ш ].
Это согласный, глухой, твёрдый.
В слове «душ» звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.
[ш] — согласный, глухой, твёрдый.
Буквой Ш. Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой, твёрдый звук [ ш]. Работа с конвертами: конструирование новых букв.
Поиск информации в учебнике. |
V.Физкультминутка | Ребята, я буду называть слова с буквой ш. Если буква стоит в начале слова — вы приседаете, в середине слова — хлопаете, в конце слова — шагаете. Шишка, марш, окошко, крыша, шелест, игрушка, картошка, шоколад, мышь, кошка, шарф, шина, кукушка, груша, шутка. | Дети выполняют упражнения. |
VI. Первичное закрепление. Работа в парах. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой. | 1)-С каким звуком мы познакомились сегодня? Какова его особенность? Повторим. (Слайд 5)
2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «шуба», вторая — со словом « шина», а третья — со словом «груша». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?»
3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы. — Сколько слоговых моделей? -Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит? Прочитайте в парах звуки первого столбика. -Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель?
-Так почему же только две модели?
|
Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой твёрдый звук [ ш]. Парная работа. Обсуждение вопроса
Чтение слогов с изученной буквой
Их две. Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ш ]
Первый согласный глухой , твёрдый звук [ ш ] и ртораскрыватель.
Звук [ш] не бывает мягким.
|
VII. Упражнение в чтении слов Работа в парах Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов | — Какой следующий этап работы? Правильно. Самое главное: нам надо договориться, как будем читать? | Чтение столбиков слогов и слов с новым звуком.
|
VIII.Физкультминутка | Под листочком | Дети выполняют упражнения. |
IХ. Работа с текстом. Цель: Работать со структурой текста: выборочно читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. | — Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста. Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст? — Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре. -Наши предположения о содержании текста совпали? -Распределите роли с соседом по парте: кто будет Гришей, а кто – его соседом. Каждый пусть найдёт свои слова. Какой тон в каждом ответе Гриши? А какой тон в каждой просьбе его соседа?
|
«Жадина».
Чтение текста.
Ответы на вопросы. |
Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | — Скажите, выполнили ли мы всё, о чём сказали в начале урока? — Что для вас оказалось новым на уроке? — У кого были затруднения? Какие? — Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.
| Рефлексия собственной деятельности
|
Используемые источники:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011