Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Программа: УМК «Школа России»
Тема: Согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять уважительное отношение к друг другу
, Метапредметные (МПР): регулятивные: — понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: — находить ответы на вопросы;
— классифицировать слова в соответствии со значением; группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные:
— формулировать собственное мнение и позицию;
— выполнять правила работы в паре.
Предметные: — выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;
— определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласного звука [ч,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
— учить звуковому и сравнительному анализу слов;
— способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
— продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
— развивать фонематическую и устную речь;
— воспитывать культуру поведения на уроке;
— воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока: «лента букв», презентация по теме урока, учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, предметные рисунки.
1Организационный момент. Самоопределение к деятельности
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
— Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, касса букв аккуратность расположения предметов на парте.
— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
3. Создание эмоционального настроя урока.
— Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
2.Актуализация знаний
1. Артикуляционные упражнения -свеча — три свечи -лошадка — ветер свистит — воздух из шарика — собака рычит
2. Стихотворение
С барабаном бегемот
Веселится и поет
Он бы мог потанцевать,
Но боится пол сломать.
( интонация, логическое ударение)
3. Работа с лентой букв
— На какие группы делятся буквы и звуки? ( гласные, согласные)
— Что вы знаете, про гласные? ( бывают ударные или безударные, обозначают твердость или мягкость согласного, образуют слог)
— Назовите гласные звуки? ( а, о, и, ы, у)
— Почему не назвали е, я?
— Когда буквы е, я- обозначают 2 звука? ( в начале слова, после гласной)
Когда я, е указывают на мягкость согласного звука?
— Какие согласные бывают только звонкими?
-Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?
3. Постановка учебной задачи и фиксация затруднения в деятельности.
— В гости пришел Чебурашка с другом и принес предметы.
Подумайте, что общего в их названиях.
— Назовите предмет у меня в руках?
— Произнесите слово мяч?
— Назовите 3 по счету звук?
— Итак, появилась проблема! Посоветуйтесь в парах и скажите, о чем мы будем говорить на уроке?
Тема нашего урока: «Звук ч, и буква, которая его обозначает.
— Отталкиваясь от темы , назовите цель урока с использованием опорных слов: познакомиться…, учиться отличать…, учиться читать…
4. Построение проекта выхода из затруднения
1. — Попробуем вместе открыть новое знание о звуке Ч
— Выделите голосом звук ч?
— Дайте характеристику звуку.
— Произнесите звук ч твердо-мягко. Что заметили?
— Сделайте вывод?
— А теперь закройте ушки и произнесите звук еще раз. Каким вы слышите звук ч?
— Сделайте вывод: что узнали о новом звуке ( согласный, непарный глухой, всегда мягкий) таблица
— Откройте учебник на с. 5 найдите схему слова мяч
— Повторите, что мы узнали о звуке ч
2. Упражнение в узнавании звука ч
Мультфильм ( презентация)
-Какие слова со звуком ч вы услышали?
( Чебурашка, почему, получил, читал, прочтешь, читать, начало, учебного, учиться)
— Чему удивился Гена?
— На каком уроке вы учитесь читать? А что вам помогает учиться читать?
— А что мы не узнали на уроке? ( букву ч)
— Знакомство с буквой Ч. Место на «ленте букв» и в кассе букв.
-На что похожа? ( предметная карточка)
— Назовите предметы с буквой Ч
– Форма работы – фронтальная.
чай
чайник
чаепитие
чаевничали
чашка
чашечка
чаёк
– Что общего в этих словах?
Варианты ответов детей:
Все начинаются с сочетания ча.
Все начинаются с буквы ч.
Близки по смыслу.
Однокоренные.
Вывод: Они близки по смыслу, но делятся на две группы однокоренных слов.
Словарная работа
Чаевничали – много времени проводили за чаепитием, пили чай.
5. Реализация построенного проекта и первичное закрепление.
1. Чтение слогов слияний и вне слияния? (презент.)
2. Разгадывание загадки ( с.4)
Прочитайте текст и скажите, что это?
— Рассматривание картинки
— Какие бывают часы?
— Знаете ли вы, что такое солнечные часы? Как они устроены? Нужны ли в наше время такие часы? Как вы думаете удобно ли ими пользоваться?
— А как можно узнать? Кто или что может помочь?
3.. Составьте схему слова часы. ( 1уч-ся у доски)
Теперь составьте слово из букв кассы
— Где возникло затруднение?
— Скажите какую букву вы поставили рядом с буквой ч? Почему? Докажите.
Правило ча – пиши с буквой а
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
1. Работа в парах ( 1-составляет схему. 2- слово из букв азбуки)
Составим несколько слов, пользуясь схемой слова: свеча, чудо, туча, черника, чеснок.
Самопроверка ( презентация)
2. Индивидуальная работа
— Соотнесите схему слова и предмет
— Составьте слово
— Найди в тексте изучаемую букву.
— Вот оно новое открытие ча пиши с буквой А
Чу пиши с буквой у
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Расскажите все, что вы узнали о звуке Ч
Самопроверка ( презентация)
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — солнышко; затруднялся при выполнении заданий — облачко; было трудно работать – туча. Отмечаем каждый этап на схеме «Гора» ( звук, буква, составление слов и схем слов, я узнал, я научился)
Покажите настроение. Словесное оценивание работы учащихся на уроке.