Образовательная система «Школа 2000»
1 класс
Урок письма
Тема: Строчная буква б.
Цель: – сформировать в памяти образ буквы б, познакомить с соединениями этой буквы с другими;
– продолжить формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; писать предложения;
— развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
— воспитывать интерес к изучению русского языка, аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные:
— участвовать в оценке работ, ответах одноклассников;
— адекватно оценивать себя;
Метапредметные:
Регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу,
— выполнять учебное действие в соответствии с заданием;
Коммуникативные:
— вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
— организовывать совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
— работать индивидуально;
— слушать и понимать речь других.
Познавательные:
— ориентироваться в прописи,
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
— делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметные:
— устанавливать число и последовательность звуков в слове;
– различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные твердые мягкие;
– находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
– делить слова на слоги;
— применять правила правописания:
раздельное написание слов;
прописная буква в начале предложения; знаки препинания (.) в конце предложения,
непроверяемые гласные и согласные в корне слова,
находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
— Чему учимся на уроках письма? Для чего?
— Чему будем учиться сегодня на уроке? Сегодня научимся писать строчную букву б, научимся соединять эту букву с другими буквами, будем учиться писать слова и предложения.
Актуализация знаний
Пропись на стр. 4.
— Посмотрите на работу. Кто доволен своей работой? Что не получилось?
— Сегодня постарайтесь писать аккуратно и красиво, без ошибок, следите за наклоном.
— На стр. 5 найдите схему-человечка, завершите её. (Буква б согласная, может обозначать твёрдый.звук, мягк., поэтому…)
Объяснение написания буквы.
— Посмотрите на табло.
– Из каких элементов состоит письменная буква?
– Чем отличается от печатной? (наклоном,…)
– В каких буквах эти элементы встречаются?
– Сначала пишу овал и прямую наклонную линию с плавным поворотом вправо.
(Письмо в воздухе, на ладошке)
–Поставьте зелёную точку там, откуда начнете писать букву. Обведите букву в рамке.
— 1 строка — Письмо буквы б и буквы о разными цветами: сначала на всей строчке синим обвести строчную букву о, а потом обвести на строчке букву б зелёным цветом. Найдите букву удачно получившуюся, обведите её простым карандашом в овал.
— 2 строка – письмо наклонной линии и строчной буквы б. Поменяйтесь прописями с соседом, найдите лучшую букву, подчеркните её простым карандашом.
Написание слогов, слов и предложений в прописи.
— 3 строка — Прочитайте слоги и буквосочетания.
– Как буква б соединяется с последующими буквами? (При помощи соединительного элемента.)
– Какие буквы с б соединяются внизу? (л,м)
а у каких – верхнее соединение? (и, ы, у, к)
— Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву. (показываю на доске)
– Запишите слоги, буквосочетания.
— Найдите слоги, где буква б обозначает мягкий согласный звук.
— 4 строка — Прочитайте слова. Что означает каждое слово?
– Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – читается слева направо и справа налево одинаково.)
— В каких словах не совпадают произношение и написание? (боб, берег.)
Развитие устной речи.
— 5 строка — Отгадайте загадку.
Я из крошки-бочки вылез,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб.)
– Сделайте звуко-буквенный анализ этого слова. Что знаете о дубе?
Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. Высота дуба – 30–40 метров. Жить может 1500 лет. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют её в вагоностроении и судостроении.
– Прочитайте остальные слова.
– Когда мы скажем дуб, а когда – дубок? (Дуб – это старое дерево или мощное, крепкое. Дубок – молодое дерево.)
– Что придаёт слову дубок уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ок-)
– Что такое дубрава? (Это лес, где растут дубы.)
— Что можно сказать про эти слова? Выделите общую часть у всех данных слов специальным условным обозначением – дугой. Кто помнит, как называется эта часть?
– От какого слова образовались все эти однокоренные слова?
— Запись слов, опасные места.
— Звонкий звук [б], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушается и превращаются в звуки [п]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные.
— Ударение, деление слов на слоги.
Физминутка.
Работа в прописи
Списывание слов с печатного образца.
– Прочитайте слова 1 строки. Что у них общего? Значение слов.
— Запишите эти слова.
— Чтение и запись слов 2 строки.
Чтение и запись предложений с письменного образца.
– Прочитайте предложения. Сколько их?
– О чём эти предложения?
– Какие однокоренные слова есть в первом и втором предложениях?
– Какой в них корень? Поставьте знак ударения во всех словах.
– Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного гласного звука в корне, который мы выделили.
– Прочитайте эти слова по слогам орфографически.
Запись предложений, подчёркивание «опасных мест». Проверка.
VIII Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
– Что повторили?
— Что у вас на этой странице получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
— Кто доволен сегодня своей работой?
— Оцените свою работу по линеечке аккуратность.