Конспект урока русского языка в 1 классе.
Тема: «Ударение».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: совершенствовать знания о понятии « ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы, работать в паре, выполнять самооценку и контроль знаний.
УУД познавательные:
Организовать деятельность детей:
умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;
по открытию случаев, когда ударение не ставится;
«открытию» понятий «ударный» и « безударный» слог,
постановке и формулированию проблемы,
Личностные:
способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);
развивать навыки самооценки (взаимооценки)и самоконтроля.
Регулятивные:
выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
познавательная инициатива, контроль и самооценка.
Коммуникативные:
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (парная работа), использование критериев для аргументации своего суждения,
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
ставить ударение в словах,
узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
узнают случаи, когда ударение не ставится,
выполнять задания творческого и поискового характера;
контролировать и оценивать работу и её результат.
Оборудование:
для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, карточки, заготовка для самооценки.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
Учитель: — Прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ученики: — Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки.
Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.
В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою учебную деятельность, умение сотрудничать — работать в паре.
2.Минутка чистописания:
Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).
— Урок начинаем с минутки чистописания. Я произношу слова, а вы записываете только тот слог, который по счету я прошу. У вас должно получиться слово — Ударение – у кого получилось правильно и написано каллиграфически верно, засветите соседу солнышко). Взаимооценка.
3.Постановка учебной задачи:
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
Что уже знаем?
– Что хотим узнать?
У Ударения еще много секретов, которые предстоит узнать.
Что такое ударение и его значение?
Как называется слог, на который падает ударение?
Как называются слоги, на которые не ставится ударение?
В каких словах ударение не ставится?
– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)
4. Открытие нового знания:
1. Работа с учебником.
– Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)
Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)
– Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)
– А голосом? (выделяли силой голоса…)
Вывод:
– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)
– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)
– А другие слоги? (безударные)
Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)
Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух) Эл. Учебник – 1 часть, что такое ударение.
5.Первичное закрепление.
Волшебник – ударение приглашает нас в зоопарк. Слайд.
Кто был в зоопарке? Чтобы попасть в зоопарк, нужно выполнить первое задание от Ударения.
Работа в паре – поставить знак ударения в слове (замок).
-Задание одинаковое, слово одинаковое, а ответы разные? Почему? (мы произнесли слово по- разному, и от ударения зависит значение слова). Если не знаем значение идем к толковому словарю.с.138 учебника. Такие слова в русском языке называются – амографами.
Составьте свои предложения с этим словом.(стучим карандашом когда произносим с повышением голоса – ударный слог, остальные – безударные)
Вывод:
– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)
– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)
– А другие слоги? (безударные)
Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)
Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух)
2. Следующее задание от Ударения (нужно внимательно посмотреть на задание и сделать вывод, когда в слове ударение не ставится , ударение стоит не над каждым словом?
Как вы думаете, почему?
– Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?
Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?
– В эл.учебник.
– В каких словах ударение не ставится?
(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё) Стихотворение о букве ё.( Маша и Алия) Проверим Ксению – (у доски сам.)как она справилась с заданием? (загадки)
– Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах?
Выработка алгоритма:
Подчёркиваем гласные.
Делим на слоги.
Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.
Ставим ударение.
Вывод: – Для чего нужно ударение? (определяет смысл слов)
6.Физкультурная минутка. – 15мин
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по приложению (диск) русский язык 1 класс: задание — Нужно помочь лосям спуститься на землю. Попробуете помочь лосям?
Работа в тетрадях. Самостоятельная работа. Поставьте ударение, записать только нужные слова по схеме по рядам:
1ряд – ударение падает на первый слог, двусложное
2ряд- ударение падает на второй слог, двусложное
3ряд – ударение падает на второй слог, трехсложное
Свекла, шофер, малина, медведь, сорока, банты, собака, петух, дятел.
С каким, словом испытали затруднение? Банты – орфоэпический словарь с.136 – эл.учебник).
Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог, на второй, на второй в трехсложных словах. Проверка по слайду. Молодцы! Со всеми заданиями справились. Лоси благодарят вас за оказанную помощь.
Ударение проверяет ваши теоретические знания. Выбери вопрос и ответь на него.
– Что такое ударение?
– Какой слог называется ударным?
– Какой слог называется безударным?
– Когда в словах не ставится знак ударения?
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Ударение предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте и выберите:
1вариант (легкое) – соединить рисунок и слово (стрелки, кружки) проверка на компьютере.
2 вариант (трудное) Поставь над словами ударение.
(На костре варилась вкусная уха. У зайца два длинных уха.)
Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)
– Чем похожи предложения ?
– Чем отличаются?
9.Ударение приглашает нас посетить в зоопарке птиц, задание в учебнике с.41 упр.4 проверка по слайду.
Почему ударение стояло три раза?( еще один секрет – можно ставить ударение на все слоги и понять по смыслу где поставили верно).
10. Рефлексия деятельности.
– Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)
– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
Я- узнал, понял, запомнил.
— А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?
(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)
– Оцените свою работу на уроке? Прилетела птичка – свиристель, как вы думаете для чего? Просигнализируйте: по принципу светофора (закрасьте у свиристели шапочку- хохолок нужным цветом)
-Молодцы! Спасибо за урок!