Конспект урока для 1 класса «Ударение»

Конспект урока русского языка в 1 классе.

Тема: «Ударение».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: совершенствовать знания о понятии « ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы, работать в паре, выполнять самооценку и контроль знаний.

УУД познавательные:

Организовать деятельность детей:

  • умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике,  полученные на уроке знания;

  • по открытию случаев, когда ударение не ставится;

  • «открытию»  понятий «ударный» и « безударный» слог,  

  • постановке и формулированию проблемы,

Личностные:

  • способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);

  • развивать навыки самооценки (взаимооценки)и самоконтроля.

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

  • познавательная инициатива, контроль и самооценка.

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (парная работа), использование критериев для аргументации своего суждения,

  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • ставить ударение в словах,

  • узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,

  • узнают случаи, когда ударение не ставится,

  • выполнять задания творческого и поискового характера;

  • контролировать и оценивать работу и её результат.

Оборудование: 

  • для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

  • для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, карточки, заготовка для самооценки.





ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Учитель: — Прозвенел звонок – 
Начинается урок.

Ученики: — Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.


Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.

Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою учебную деятельность, умение сотрудничать — работать в паре.

2.Минутка чистописания:

Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).

— Урок начинаем с минутки чистописания. Я произношу слова, а вы записываете только тот слог, который по счету я прошу. У вас должно получиться слово — Ударение – у кого получилось правильно и написано каллиграфически верно, засветите соседу солнышко). Взаимооценка.

3.Постановка учебной задачи:

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

Что уже знаем?

Что хотим узнать?          

У Ударения еще много секретов, которые предстоит узнать.

  • Что такое ударение и его значение?

  • Как называется слог, на который падает ударение?

  • Как называются слоги, на которые не ставится ударение?

  • В каких словах ударение не ставится?

Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)

4. Открытие нового знания:

1. Работа с учебником.

Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)

А другие слоги? (безударные)

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух) Эл. Учебник – 1 часть, что такое ударение.

5.Первичное закрепление.

Волшебник – ударение приглашает нас в зоопарк. Слайд.

Кто был в зоопарке? Чтобы попасть в зоопарк, нужно выполнить первое задание от Ударения.

Работа в паре – поставить знак ударения в слове (замок).

-Задание одинаковое, слово одинаковое, а ответы разные? Почему? (мы произнесли слово по- разному, и от ударения зависит значение слова). Если не знаем значение идем к толковому словарю.с.138 учебника. Такие слова в русском языке называются – амографами.

Составьте свои предложения с этим словом.(стучим карандашом когда произносим с повышением голоса – ударный слог, остальные – безударные)

Вывод:

Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете, он называется? (ударным)

А другие слоги? (безударные)

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух)

2. Следующее задание от Ударения (нужно внимательно посмотреть на задание и сделать вывод, когда в слове ударение не ставится , ударение стоит не над каждым словом?

Как вы думаете, почему?

Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

В эл.учебник.

В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё) Стихотворение о букве ё.( Маша и Алия) Проверим Ксению – (у доски сам.)как она справилась с заданием? (загадки)

Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах?

Выработка алгоритма:

  1. Подчёркиваем гласные.

  2. Делим на слоги.

  3. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.

  4. Ставим ударение.

Вывод: – Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)

6.Физкультурная минутка. – 15мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по приложению (диск) русский язык 1 класс: задание — Нужно помочь лосям спуститься на землю. Попробуете помочь лосям?

Работа в тетрадях. Самостоятельная работа. Поставьте ударение, записать только нужные слова по схеме по рядам:

1ряд – ударение падает на первый слог, двусложное

2ряд- ударение падает на второй слог, двусложное

3ряд – ударение падает на второй слог, трехсложное

Свекла, шофер, малина, медведь, сорока, банты, собака, петух, дятел.

С каким, словом испытали затруднение? Банты – орфоэпический словарь с.136 – эл.учебник).

Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог, на второй, на второй в трехсложных словах. Проверка по слайду. Молодцы! Со всеми заданиями справились. Лоси благодарят вас за оказанную помощь.

Ударение проверяет ваши теоретические знания. Выбери вопрос и ответь на него.

 Что такое ударение?

 Какой слог называется ударным?

Какой слог называется безударным?

 Когда в словах не ставится знак ударения?

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ударение  предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте и выберите:

1вариант (легкое) – соединить рисунок и слово (стрелки, кружки) проверка на компьютере.

2 вариант (трудное) Поставь над словами ударение.

(На костре варилась вкусная уха. У зайца два длинных уха.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

 Чем похожи предложения ?

 Чем отличаются?

9.Ударение приглашает нас посетить в зоопарке птиц, задание в учебнике с.41 упр.4 проверка по слайду.

Почему ударение стояло три раза?( еще один секрет – можно ставить ударение на все слоги и понять по смыслу где поставили верно).

10. Рефлексия деятельности.

 Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

 Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Я- узнал, понял, запомнил.

— А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?

(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)

 Оцените свою работу на уроке? Прилетела птичка – свиристель, как вы думаете для чего? Просигнализируйте: по принципу светофора (закрасьте у свиристели шапочку- хохолок нужным цветом)

-Молодцы!  Спасибо за урок!

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Прямая речь. Диалог. Повторение»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: