ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ.
Тема: Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текста.
Цели:
умение определять главную мысль произведения, его тему;
умение выделять части в тексте, формировать основную и заключительную части в
соответствии с темой и главной мыслью текста;
умение отбирать материал в соответствии с главной мыслью текста;
умение планировать свой текст,
умение озаглавливать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстом (раздаточный материал), предметные картинки.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
Содержание урока | Методические указания | |
1. Мотивация (самоопре-деление) к учебной деятель-ности. | — Трудимся ли мы на уроках? Трудно ли приобретать новые знания? Интересно вам учиться? Чему вы учитесь на уроках русского языка? (Учимся правильно писать слова с безударными гласными в корне, словарные слова, правильно переносить слова, подбирать заглавия к текстам и т.д.) — Что нужно делать, чтобы все получалось? (Трудиться, обдумывать свои действия.) | Организация рабочего настроя. Фронтальная беседа. |
2. Этап актуализа-ции знаний. | — Пальчиковая гимнастика. — Словарный диктант (Молоко, вдруг, класс, заяц, народ, соловей.). — Назовите, что изображено. Составьте и запишите предложение. Как называют такие слова? (Многозначные слова.) Почему так называют? (Они имеют несколько значений, смыслов.) | Повторение действий за учите-лем. Работа у доски и в тетрадях с комментированием. Работа с предмет-ными картинками. |
3. Поста-новка проблемы. | — Среди словарных слов найдите слово — «Летом серенький, зимой беленький». (Заяц.) Большой – заяц, а маленький – … (зайчонок). Для чего заяц меняет свою шубку? — Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на зайца? (Будем работать с текстом о зайце.) — Прочитайте текст. Что не так в тексте? (Нет окончания). Значит, в чем проблема нашего урока? (Научиться правильно заканчивать текст.) | Определение проблемы и цели урока. Фронтальная беседа. Работа по индивидуальным карточкам. |
4. Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния. | — Как мы будем решать нашу проблему? Составим алгоритм действий. 1. Выделим части в тексте, определим, каких не достает. 2. Подумаем, о чем можно рассказать далее в тексте. 3. Озаглавим текст. 4. Запишем текст с заголовком. | Составление плана работы. Фронтальная беседа. |
5. Реализация построен-ного проекта. | — Какие части можно выделить в любом тексте? (Вводная часть – начало, основная часть, заключительная.) — Каких частей не хватает? — Прочитайте еще раз начало текста. — О чем в нем говорится? (О лесной находке ребят.) — Кого нашли ребята? Какой поступок совершили дети? Почему? Что хотел нам сказать автор? — Какой вопрос нужно себе поставить, чтобы определить основную мысль своего рассказа? (О чем я хочу рассказать?) — О чем мы расскажем далее? (1. О том, как зайчонок спас маму-кошку от соседского злого пса. 2. О том, как зайчонок нашел нового друга – ежика.) — Важно правильно в каждой части составить 1 предложение. Оно намечает, о чем будет говориться далее. Составьте предложение, в котором говорится о жизни кошки и зайчонка. (Кошка каждый день уходила на охоту, а зайчонок оставался один.) (Однажды мама-кошка вернулась с порванным ухом.) — О чем вы расскажете дальше? (1. В один из дней миска зайчонка оказалась пустой. Зверек остался голодным. Вечером кошка его накормила. Так продолжалось некоторое время, пока ребята случайно не заметили ежика. Он крался к миске с молоком. Мальчики поставили вторую миску. Теперь ежик каждый день приходил за обедом, а зайчонок его не обижал. Зверьки подружились.) — Как можно закончить рассказ? (Нужно сделать вывод из всего рассказа. Так зайчонок и ежик стали неразлучными друзьями. Теперь зайчонок всюду сопровождает маму-кошку.) (Зайчонок подрос, но по-прежнему охраняет свою маму-кошку.) — Какую работу мы сейчас выполняли? (Думали, как мы продолжим рассказ, как его закончим.) — О каком событии вы будете рассказывать? (Как зайчонок подружился с ежиком; как зайчонок спасал кошку, т.д. …) — Подберите заголовок, который отразил бы это главное событие… (Новый друг. Защитник. и т.д.) | Фронтальная беседа, анализ содержания прочитанного фрагменту текста.
Придумывание продолжения текста. Определение главной мысли своего текста.
Озаглавливание своего текста. |
6. Самосто-ятельная работа с само-проверкой по эталону. | Запись текста с заглавием и своим продолжением. — Прочитайте внимательно свой текст, вспомните, что должно быть у каждого текста, сколько в нем должно быть частей. Подумайте, о чем вы рассказываете в своем тексте, подходит ли название. Как вы закончили свой текст? Можно ли сказать, что последнее предложение подводит итог всего описанного? | Запись текста. Проверка выполненной работы. |
7. Включение в систему знаний. | — Прочитайте, как Сережа записал окончание текста: Зайчик ел морковку, а кошка пила молоко. Так они дружили. — Почему учителю не понравилось такое окончание? (Сережа хотел рассказать, как питались кошка и зайчик, но не дописал. Можно было рассказать, как кошка приучала зайчика есть мышей и т.д. Сережа не определил мысль своего рассказа, поэтому у него ничего не получилось.) | Работа с доской. Фронтальная беседа, анализ варианта окончания текста. |
8. Рефлексия деятель-ности. | — Что мы сегодня делали на уроке? (Учились составлять окончание текста, озаглавливать его, определять главную мысль текста.) — Кто был главным героем нашего рассказа? (Зайчонок.) — Как вы думаете, мы сегодня хорошо поработали? Все ли мы сделали? Что узнали нового? Те, кто считает, что хорошо работал, узнал новое, не испытывал трудностей на уроке, прикрепите на «полянку» большого зайца; кому было трудно, что-то не получалось…– прикрепите зайчонка. Каждый малыш обязательно вырастает, становится большим и сильным. Каждый из вас теперь знает, над чем ему нужно поработать. У вас обязательно все получится. | Работа с раздаточным материалом. Самооценка. |