Конспект урока по литературному чтению в 1 классе.
УМК: «Начальная школа XXI века».
Тема урока: Знакомство с буквой М,м.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой М,м; наблюдение за ее применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша», «Митя», «Мила», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; составление словосочетаний с местоимениями, способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву М, м; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные — УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – чтение прямых слогов, составление словосочетаний с местоимениями, выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний; осознанность восприятия стихотворения Г. Виеру, В.Орлова; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Структура урока: урок формирования первоначальных навыков, овладение предметными умениями с использованием деятельностного подхода к обучению.
Работа: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная, самопроверка, самооценка.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность детей | Формирование УУД | |
I. Организационный момент. Мотивация. Самоопределение к деятельности. | Настроить детей и получение новых знаний. -Проверьте готовность к уроку. Поделитесь улыбкою своей и от души пожелайте друг другу добра и удачи. Дети в парах произносят слова хором. -Мы- умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы- старательные! Мы — отлично учимся! Всё у нас получится! | Проверка рабочего места. Позитивный настрой на урок. |
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. | —Хорошо известно всем: Где метро, там буква «М» — Миша, маленький медведь, Очень громко стал реветь: Мордочку не хочет мыть, За обедом чистым быть. Выбросил мочалку, мыло Молоко давно остыло. -Замените одну букву в словах буквой м: лёд, рама, сок, санка, кот. | — метро . — Слова начинаются с буквы м. В словах встречаются звуки М, М,. — Слова: мёд, сом, рама, манка, ком. | Структурирование знаний. Планировать свое действие. Высказывать свое мнение.
|
III.Постановка учебно-практической задачи. | — Определите тему урока. -С какими звуками будем работать? — Найдите лишнее: ма, мя, мо, ом, ум, мы. Сделай вывод: какой это звук? | Варианты ответов: — ом, т.к. начинается с гласной — мя, т.к. звук м, — согласный, мягкий | Понимать возможность различных позиций других людей. Подтверждать собственные аргументы. |
IV. Открытие нового знания. 1.Звуковой анализ слов «Маша», «мяч», «Миша», «Митя», «Мила».
| Продолжи высказывания: — Орган слуха-… Орган зрения-… Орган обоняния — … Распредели слова на 2 группы. Составление модели слова «Маша». -Рассмотри схему под рисунком. Составь звукобуквенную модель слова «Маша». «Прочитай»первый звук. Какой он? Как обозначим звук? «Прочитай» второй звук. Что вы знаете об этом звуке? «Прочитай» третий звук. Какой это звук? «Прочитай» четвёртый звук. Какой это звук? Аналогично проводится анализ слова «мяч». Составление модели слова «мяч». |
Группы: 1.начало слова с гласных, согласных 2.в словах 2 слога, 1 слог. 3.слова,которые можно переносить, нельзя переносить. 4.3 звука, 5 звуков | Проводить сравнение, анализ, группировать, обобщать. Выполнение звукового анализа слов. |
2.Работа по учебнику. Дифференцированная работа.
| 1-я группа: прочитай слоги с буквой м, используя пособие-«окошечки» 2-я группа: прочитай слоги по строкам (верхняя, средняя, нижняя); по столбцам, 3-я группа: прочитай слова, найди и прочитай слова-признаки предмета. Задание для нечитающих учащихся: -Прочитай слова, в которых по одному гласному. -Прочитай слова, в которых звуков столько же, сколько букв. (ма, ум, мама). -Назови букву, которая в словах обозначает 2 звука. Задание для читающих учащихся: -Прочитай слова, в которых звуков больше, чем букв. | Чтение прямых слогов, слов. Выполнение звукового анализа слов | Ориентировать ся на позиции товарища в общении и взаимодействии.
|
3.Коллективная работа. | — Прочитай слова по столбикам, по строчкам. -Прочитай слова, в которых 2 гласные буквы. -Прочитай слова, в которых 4 звука (яма, моё) | Чтение слогов, слов, текстов, прямых слогов с помощью «окошечек». |
|
V. Физкультминутка. | Мишка – толстый, косолапый – В зоопарке машет лапой. То он сядет, то привстанет, Головой кивать нам станет. Целый день гостей смешит. Ну а ночью сладко спит.
|
|
|
VI.Первичное закрепление. 1.Чтение и анализ стихотворения Г. Виеру. | Кто автор стихотворения? Прочитай слова, записанные на доске: Хорошо известно всем: Где метро, там буква «М» Чтение стихотворения. Какие буквы знает кот, бык? В чём их различие? | Работа со стихотворением: восприятие и осмысление. | Планировать свое действие. Осознанность восприятия стихотворения. Описание содержательной стороны иллюстраций, ответы на вопросы. |
2.Работа в парах. | Игра «Твёрдый-мягкий». Определение твёрдости/мягкости согласного м в словах. (мыло, Митя, малина, мед, молоко, мел). -Соедини стрелками предметы и слова-местоимения: моё – море, ведро, озеро; мой – велосипед, бант, букет; моя – рубашка, лестница, мои – кубики, брюки, цветы, коньки. -Назови другие предметы, к которым подходят слова: он, она, оно. | Работа со звуками модели слова. Составление словосочетаний с местоимениями. | Структурирование знаний /решение учебной задачи/. Составление словосочетаний с местоимениями. |
VII. Построение проекта выхода из затруднения на основе «открытия нового знания». 1. Мини-исследование. | — Как из ночи сделать день? | Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день. | Строят план достижения цели. Актуализация на основе алгоритма и выбора варианта. |
Физкультминутка. | Ножки. Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки, Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке… Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки накрест – опускайся И команды дожидайся. А когда скажу: «Вставай!» — Им рукой не помогай. |
|
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение. 1. «Кто кого?». 2.Дополни пословицу. | Слушание чтения по ролям. -Чей диалог вы услышали? -Чем занималась дети? -Что не поделили ребята? Логическая задача. Оля сестра Наташи. Кто Оля для мамы? Ученье — путь … (к уменью). Без наук – как (без рук).
| Слушание чтения по ролям. | Выявления границ применения нового знания, повтор учебного содержания. |
IX. Рефлексия. | — С какой буквой познакомились? — Какие звуки обозначает? — Где испытывали трудности? -Что давалось легко? -Оцени свою работу на оценочных листах. | Подведение итогов. | Самооценка деятельности. |