Урок обучения грамоте
1 класс б
Тема: Звук [Ц], буквы Ц, ц
Цель урока: продолжить знакомство со звуком [Ц] и начать знакомство с буквами Ц, ц, обозначающими этот звук.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— формировать условия для развития умения образовывать новые слова;
— создавать предпосылки для формирования навыков чтения: осознанности, правильности;
— уточнить представление о механизме образования звука [Ц].
Коррекционно-развивающие:
— создавать условия для развития навыка звуко -буквенного синтеза слов;
— формировать предпосылки для развития навыка громкой, чёткой, выразительной речи;
— способствовать формированию фонематических представлений;
— способствовать формированию правильного неречевого дыхания, развитию пальчиковой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
— создавать условия для развития навыков самоконтроля за правильностью речевого высказывания;
— способствовать формированию умения работать в коллективе сверстников.
Оборудование: презентация X—mind, фишки для стимуляции, карточки с буквой Ц, таблицы слов, кассы букв и слогов, таблицы «Найди и прочти», шаблоны буквы Ц.
Ход урока:
(Звучит «Вальс цветов» Чайковского. Обучающиеся входят в класс.)
Отправление. 2 минуты
— Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.
— На уроках мы с вами говорили о первоцветах: ландыш, одуванчик, подснежник. Мы говорили, что цветы нужно охранять. Но для начала их нужно изучить. А какие цветы уже знаете вы?
— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.
Я разделила вас на три команды-вагона. В этих вагонах мы отправимся в путь по Стране Цветов.
— Для начала повторим наши правила (о работе на уроке, правила речи).
— Кто будет соблюдать все правила и давать правильные ответы – тот заработает цветочные баллы для своей команды. В конце путешествия мы подсчитаем результаты.
— Итак, отправляемся в путь.
Путь
Тех. обслуживание. 2 минуты
Определение темы урока. Речевая разминка
— Прежде чем отправиться в путь, наш поезд должен пройти тех. обслуживание, т.е. проверку, все ли готовы к дороге.
— Посмотрите на картинку. Что мы сейчас выполним? (Мы выполним речевую разминку.)
— Вы выполнили речевую разминку. Какой звук чаще других встречался в речевой разминке? (Звук [Ц])
— Какой звук будет машинистом сегодня на уроке?
Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. МАЛЫЕ ВАСИЛЬКИ. Стоянка 5 минут!
Работа со звуком.
— Произнесите звук медленно. ([Т — С])
— Из каких звуков состоит этот звук? ([Т] и [С])
— Где находится язычок? (За зубами)
— Как работают зубки? (Зубы размыкаются)
— Какой звук издаёт цикада? (Ц – ц – ц – ц)
— Как подзовём цыплят? (Цып-цып…)
— Что нужно сделать? (Дать характеристику звуку.)
(Звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый, на схеме синего цвета, непарный)
— Давайте хором повторим характеристику звука.
— Найдите на рисунке все слова со звуком [Ц].
Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. РОМАШКИНО. Стоянка 3 минуты!
Знакомство с печатной буквой.
— Какой буквой обозначим звук [Ц]? (Звук [Ц] обозначим буквой Ц)
АЛЁША: Царствует на троне | СЕРГЕЙ: Буква «Ц» стоит бочком
|
— На что ещё похожа буква Ц?
— Выложите букву из проволоки.
1 ученик – выкладывает букву из цветных полосок.
1 ученик – запишет печатную букву на доске (кто раньше уже видел её).
Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. РОЗОВАЯ. Стоянка 3 минуты!
Выделение звука в речи на слух.
— Поднимите букву Ц, если услышите звук [Ц].
А, О, Б, Ц, М, Ф, Ц, Ж, Т, Ц
Па, оц, бу, мы, цу, жи, то, це, аф
Арбуз, поле, перец, палка, палец, капля, цапля, жить, ценить
5. — А сейчас, путники, давайте немного отдохнём. Для этого отправляемся на ст. ТЮЛЬПАНОВАЯ. Стоянка 3 минуты!
Ф/м с элементами психогимнастики.
Дети приседают и «закрываются». Встают на носочки и вытягивают руки вверх. |
По одному члену из каждой команды проводят ф/м.
Дыхательная гимнастика: Цветы
6. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. ЛЮТИКИ. Стоянка 5 минут!
Чтение слогов, слов. Словарная работа.
— Давайте прочитаем слоговые таблицы.
— Обратите внимание: звук [Ц] в слияниях ЦЮ, ЦИ, ЦЕ звучит мягко? (Нет)
— Какой можно сделать вывод? (Звук [Ц] всегда твёрдый)
— А теперь прочитаем слова с буквой Ц. Где это требуется, соблюдаем ударение!
(Цех, царь, цель, цепь, цирк, цикл, центр, цвет, цветок, цена)
— Некоторые слова в таблице обозначены звёздочкой. Поработаем над значением этих слов.
— Назовите слово, которое обозначает помещение на заводе для определённого вида работы. Цех
Ученик: То, к чему стремится человек. Цель
— Рассмотрите картинку. Скажите, какое слово обозначает эту картинку? Центр
— Объясните значение слова ЦЕНА. (То, сколько стОит какой-то товар, покупка.)
Выборочное чтение (из каждой команды).
7. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. БОЛЬШИЕ ПИОНЫ. Стоянка 7 минут!
Развитие звуко-буквенного синтеза слов.
Сыграем в игру «Собери словечко по первым буквам слов».
Какие слова вы собрали?
Выполним проверку у доски – по члену от каждой команды.
8. Следующая станция — ИРИСЫ. Стоянка 5 минут!
Развитие зрительного внимания
— Найдите все названия цветов в таблице.
Картинки послужат вам подсказкой!
Конечная остановка.
— Вот мы и прибыли в пункт назначения. Станция ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА!
Скажите, какой звук был сегодня машинистом на уроке?
Дайте характеристику звуку [Ц].
Какой буквой обозначим звук [Ц]?
— Соберите букет — приклейте собранные цветы на вашу полянку.
Какие красивые получились у нас полянки! Это значит, что все вы работали старательно, были внимательны, отвечали на все-все вопросы и соблюдали правила работы на уроке.
— На чьей же полянке больше цветов? Давайте сосчитаем!
Члены победившей команды получают раскраски и наклейки с цветами.
Члены команд, занявших второе место, получают утешительные призы – раскраски с цветами.