Конспект урока для 1 класса «Звук [Ц], буквы Ц, ц»

Урок обучения грамоте

1 класс б

Тема: Звук [Ц], буквы Ц, ц

Цель урока: продолжить знакомство со звуком [Ц] и начать знакомство с буквами Ц, ц, обозначающими этот звук.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— формировать условия для развития умения образовывать новые слова;

— создавать предпосылки для формирования навыков чтения: осознанности, правильности;

уточнить представление о механизме образования звука [Ц].

Коррекционно-развивающие:

— создавать условия для развития навыка звуко -буквенного синтеза слов;

— формировать предпосылки для развития навыка громкой, чёткой, выразительной речи;

— способствовать формированию фонематических представлений;

— способствовать формированию правильного неречевого дыхания, развитию пальчиковой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

— создавать условия для развития навыков самоконтроля за правильностью речевого высказывания;

— способствовать формированию умения работать в коллективе сверстников.

Оборудование: презентация Xmind, фишки для стимуляции, карточки с буквой Ц, таблицы слов, кассы букв и слогов, таблицы «Найди и прочти», шаблоны буквы Ц.


Ход урока:

(Звучит «Вальс цветов» Чайковского. Обучающиеся входят в класс.)

  1. Отправление. 2 минуты

— Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.

— На уроках мы с вами говорили о первоцветах: ландыш, одуванчик, подснежник. Мы говорили, что цветы нужно охранять. Но для начала их нужно изучить. А какие цветы уже знаете вы?

— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.

Я разделила вас на три команды-вагона. В этих вагонах мы отправимся в путь по Стране Цветов.

— Для начала повторим наши правила (о работе на уроке, правила речи).

— Кто будет соблюдать все правила и давать правильные ответы – тот заработает цветочные баллы для своей команды. В конце путешествия мы подсчитаем результаты.

— Итак, отправляемся в путь.


  1. Путь

  1. Тех. обслуживание. 2 минуты

Определение темы урока. Речевая разминка

— Прежде чем отправиться в путь, наш поезд должен пройти тех. обслуживание, т.е. проверку, все ли готовы к дороге.

— Посмотрите на картинку. Что мы сейчас выполним? (Мы выполним речевую разминку.)

— Вы выполнили речевую разминку. Какой звук чаще других встречался в речевой разминке? (Звук [Ц])

— Какой звук будет машинистом сегодня на уроке?


  1. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. МАЛЫЕ ВАСИЛЬКИ. Стоянка 5 минут!


Работа со звуком.

— Произнесите звук медленно. ([Т — С])

— Из каких звуков состоит этот звук? ([Т] и [С])

— Где находится язычок? (За зубами)

— Как работают зубки? (Зубы размыкаются)

— Какой звук издаёт цикада? (Ц – ц – ц – ц)

— Как подзовём цыплят? (Цып-цып…)

— Что нужно сделать? (Дать характеристику звуку.)

(Звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый, на схеме синего цвета, непарный)

— Давайте хором повторим характеристику звука.

— Найдите на рисунке все слова со звуком [Ц].


  1. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. РОМАШКИНО. Стоянка 3 минуты!

Знакомство с печатной буквой.

— Какой буквой обозначим звук [Ц]? (Звук [Ц] обозначим буквой Ц)

КРИСТИНА:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

АЛЁША:

Царствует на троне
Царь в цветной короне.

СЕРГЕЙ:

Буква «Ц» стоит бочком
И цепляет всех крючком.


— На что ещё похожа буква Ц?

— Выложите букву из проволоки.

1 ученик – выкладывает букву из цветных полосок.

1 ученик – запишет печатную букву на доске (кто раньше уже видел её).


  1. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. РОЗОВАЯ. Стоянка 3 минуты!

Выделение звука в речи на слух.

— Поднимите букву Ц, если услышите звук [Ц].

А, О, Б, Ц, М, Ф, Ц, Ж, Т, Ц

Па, оц, бу, мы, цу, жи, то, це, аф

Арбуз, поле, перец, палка, палец, капля, цапля, жить, ценить


5. — А сейчас, путники, давайте немного отдохнём. Для этого отправляемся на ст. ТЮЛЬПАНОВАЯ. Стоянка 3 минуты!

Ф/м с элементами психогимнастики.

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.



Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.

Дети приседают и «закрываются».


Встают на носочки и вытягивают руки вверх.

По одному члену из каждой команды проводят ф/м.


Дыхательная гимнастика: Цветы


6. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. ЛЮТИКИ. Стоянка 5 минут!

Чтение слогов, слов. Словарная работа.

— Давайте прочитаем слоговые таблицы.

— Обратите внимание: звук [Ц] в слияниях ЦЮ, ЦИ, ЦЕ звучит мягко? (Нет)

— Какой можно сделать вывод? (Звук [Ц] всегда твёрдый)

— А теперь прочитаем слова с буквой Ц. Где это требуется, соблюдаем ударение!

(Цех, царь, цель, цепь, цирк, цикл, центр, цвет, цветок, цена)

— Некоторые слова в таблице обозначены звёздочкой. Поработаем над значением этих слов.

— Назовите слово, которое обозначает помещение на заводе для определённого вида работы. Цех

Ученик: То, к чему стремится человек. Цель

— Рассмотрите картинку. Скажите, какое слово обозначает эту картинку? Центр

— Объясните значение слова ЦЕНА. (То, сколько стОит какой-то товар, покупка.)

Выборочное чтение (из каждой команды).


7. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. БОЛЬШИЕ ПИОНЫ. Стоянка 7 минут!

Развитие звуко-буквенного синтеза слов.

Сыграем в игру «Собери словечко по первым буквам слов».

Какие слова вы собрали?

Выполним проверку у доски – по члену от каждой команды.


8. Следующая станция — ИРИСЫ. Стоянка 5 минут!

Развитие зрительного внимания

— Найдите все названия цветов в таблице.

Картинки послужат вам подсказкой!


  1. Конечная остановка.

— Вот мы и прибыли в пункт назначения. Станция ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА!

Скажите, какой звук был сегодня машинистом на уроке?

Дайте характеристику звуку [Ц].

Какой буквой обозначим звук [Ц]?

— Соберите букет — приклейте собранные цветы на вашу полянку.

Какие красивые получились у нас полянки! Это значит, что все вы работали старательно, были внимательны, отвечали на все-все вопросы и соблюдали правила работы на уроке.

— На чьей же полянке больше цветов? Давайте сосчитаем!

Члены победившей команды получают раскраски и наклейки с цветами.

Члены команд, занявших второе место, получают утешительные призы – раскраски с цветами.

Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия КВН по русскому языку

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: