Конспект урока для 1 класса «Звуки [р], [р’] и буква Р, р»

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Тема: Звуки [р], [р’] и буква Р, р.

Задачи: создавать условия для обобщения полученных знаний;

познакомить с новой буквой и звуком;

развивать умения логически, мыслить, рассуждать.


Планируемые результаты


Предметные:

Познакоситься со звуками [р] [р‘] и буквой, которая и обозначает; учиться отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой букой

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность.

Личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; иметь положительную мотивацию к творческому труду, работе на результат.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, маленькие зеркала, экран, проектор

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Послушайте внимательно предложение. Скажите, из чего оно состоит?

Прекрасная Россия – Родина трудолюбивого народа.

Д. Предложение состоит из слов.

У. Сколько слов в данном предложении?

Д. В данном предложении пять слов.

У. Послушайте предложение ещё раз. (Учитель произносит слова, делая небольшой акцент на звуках [р] и [р‘].) Определите звуки с помощью которых можно разделить слова в предложении на группы, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. В словах Россия, Родина в начале какой звук слышите?

Д. Звуки [р] [р’] помогут разделить слова в предложении на две группы. В первую группу войдут слова со звуком [р]: Россия, Родина, трудолюбивого, народа. Во второй группе будет слово прекрасная. В нем есть звуки [р] и [р‘]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [р] и [р‘] и буква, которая их обозначает»

У. Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Д. Цель нашего урока – познакомиться со звуками [р] и [р‘] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать новые звуки и буквы о других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

III. Знакомство с новыми звуками Актуализация знаний.

У. Произносите слово Россия, выделяя в нём первый звук.

Д. Р-р-р-оссия.

У. Назовите выделенный звук.

Д. это звук [р].

У. Произносите несколько раз звук [р] перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произношении.

Свежие документы:  Сценарий урока на тему "Прощание с Букварём"

Д. При произнесении звука [р] губы немного растягиваются в стороны. Между верхними и нижними зубами небольшая щель. Язык вибрирует.

У. Определите, как проходит воздух при произношении звука [р], что при этом слышится: голоси шум или только шум; как он произносится: твёрдо или мягко.

Д. При произнесении звука [р] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. При его произношении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит, он твёрдый.

У. Дайте короткую характеристику звука [р].

Д. Звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.

У. А теперь произносите слово прекрасная, выделяя в его первом слоге второй звук.

Д. Пр-р-р-екрасная.

У. В этом слове звук [р] еще раз произносите. Дайте его характеристику и докажите, почему так считаете.

Д. Звук [р’] согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграду. Звук [р‘] звонкий, так как при его произнесении слышится голос и шум. Он мягкий, потому что произносится мягко.

Итог: Звук [р] согласный, звонкий, твердый, иногда мягкий.

IY. Физкультминутка

У. Велика и необъятна наша Родина. В ней много красивых городов, больших рек и озёр, бескрайних морей. Я назову города России. Если в названии города есть [р] и [р‘], вы хлопаете в ладоши.

Тверь, Рыбинск, Москва, Ярославль, Кострома, Абакан, Кызыл, Самара, Казань, Саратов, Волгоград, Омск, Барнаул.

У. С чем мы теперь должны познакомиться?

Д. Теперь мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает эти звуки.

Y. Знакомство с новой буквой.

На карте России прикреплены разные буквы. Найдите среди них новую и скажите как она называется.

Д. Это буква «эр».

У. На что похожа буква Р?

Д. Буква Р похожа на раздуваемый ветром парус, на топори т. д.

У. Встаньте из-за парт и изобразите букву Р.

У. В какой квадратик мы поместим букву Р на ленте букв?

Д. Мы поместим букву Р в синий квадратик, так как она согласная.

У. Назовите слова с новой буквой Р. Назовите месторасположение этой буквы. Где стоит это буква в словах? (в начале, середине, на конце)

У. Назовите слова, где буква Р стоит в начале слова.



YI. Чтение слогов с новой буквой.( можно сделать слайд)

У. Прочитайте написанные в данном ряду слоги:

1) РА, РО, РЫ, РИ, РУ.

(Написанные слоги затруднены для прочтения различными линиями)

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 5 класса на тему "Строение клетки"

2) Прочитайте слоги с буквой Р, добавляя к ним по очереди согласные из слова РОДИНА.

РА РА РА

РО РО РО

РЫ Р РЫ РД РЫ РДН

РИ РИ РИ

РУ РУ РУ



YI. Чтение слов с новой буквой

У. Прочитайте напечатанные на доске слова и скажите, что в них есть общее?

Морковь, помидор, груша, абрикос, картофель, горох, персики.

Д. Это название овощей и фруктов.

У. В каком слове звук [р‘] мягкий?

Д. В слове абрикос.

YII.Чтение текста с новой буквой.

Д. Наш Рома мал. Он мыл парту. У Марата топор. Урана мыла раму.

У. Я прочту вам текст, внимательно слушайте. Назовите слова с новой буквой.

Наша Родина огромна и прекрасна. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом. Зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.

У. Назовите слова со звуком [р]. Какая наша Родина? Назовите нашу малую Родину.



YIII.Рефлексия учебной деятельности

У. С какими новыми звуками и буквой мы познакомились сегодня на уроке?

У. Дайте характеристику звукам [р], [р‘]







4


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: