Урок обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Звуки [р], [р’] и буква Р, р.
Задачи: создавать условия для обобщения полученных знаний;
познакомить с новой буквой и звуком;
развивать умения логически, мыслить, рассуждать.
Планируемые результаты |
| |
Предметные: Познакоситься со звуками [р] [р‘] и буквой, которая и обозначает; учиться отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой букой | Метапредметные: Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность. | Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; иметь положительную мотивацию к творческому труду, работе на результат. |
Межпредметные связи: окружающий мир.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, маленькие зеркала, экран, проектор
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
У. Послушайте внимательно предложение. Скажите, из чего оно состоит?
Прекрасная Россия – Родина трудолюбивого народа.
Д. Предложение состоит из слов.
У. Сколько слов в данном предложении?
Д. В данном предложении пять слов.
У. Послушайте предложение ещё раз. (Учитель произносит слова, делая небольшой акцент на звуках [р] и [р‘].) Определите звуки с помощью которых можно разделить слова в предложении на группы, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. В словах Россия, Родина в начале какой звук слышите?
Д. Звуки [р] [р’] помогут разделить слова в предложении на две группы. В первую группу войдут слова со звуком [р]: Россия, Родина, трудолюбивого, народа. Во второй группе будет слово прекрасная. В нем есть звуки [р] и [р‘]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [р] и [р‘] и буква, которая их обозначает»
У. Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.
Д. Цель нашего урока – познакомиться со звуками [р] и [р‘] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать новые звуки и буквы о других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
III. Знакомство с новыми звуками Актуализация знаний.
У. Произносите слово Россия, выделяя в нём первый звук.
Д. Р-р-р-оссия.
У. Назовите выделенный звук.
Д. это звук [р].
У. Произносите несколько раз звук [р] перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произношении.
Д. При произнесении звука [р] губы немного растягиваются в стороны. Между верхними и нижними зубами небольшая щель. Язык вибрирует.
У. Определите, как проходит воздух при произношении звука [р], что при этом слышится: голоси шум или только шум; как он произносится: твёрдо или мягко.
Д. При произнесении звука [р] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. При его произношении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит, он твёрдый.
У. Дайте короткую характеристику звука [р].
Д. Звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
У. А теперь произносите слово прекрасная, выделяя в его первом слоге второй звук.
Д. Пр-р-р-екрасная.
У. В этом слове звук [р] еще раз произносите. Дайте его характеристику и докажите, почему так считаете.
Д. Звук [р’] согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграду. Звук [р‘] звонкий, так как при его произнесении слышится голос и шум. Он мягкий, потому что произносится мягко.
Итог: Звук [р] согласный, звонкий, твердый, иногда мягкий.
IY. Физкультминутка
У. Велика и необъятна наша Родина. В ней много красивых городов, больших рек и озёр, бескрайних морей. Я назову города России. Если в названии города есть [р] и [р‘], вы хлопаете в ладоши.
Тверь, Рыбинск, Москва, Ярославль, Кострома, Абакан, Кызыл, Самара, Казань, Саратов, Волгоград, Омск, Барнаул.
У. С чем мы теперь должны познакомиться?
Д. Теперь мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает эти звуки.
Y. Знакомство с новой буквой.
На карте России прикреплены разные буквы. Найдите среди них новую и скажите как она называется.
Д. Это буква «эр».
У. На что похожа буква Р?
Д. Буква Р похожа на раздуваемый ветром парус, на топори т. д.
У. Встаньте из-за парт и изобразите букву Р.
У. В какой квадратик мы поместим букву Р на ленте букв?
Д. Мы поместим букву Р в синий квадратик, так как она согласная.
У. Назовите слова с новой буквой Р. Назовите месторасположение этой буквы. Где стоит это буква в словах? (в начале, середине, на конце)
У. Назовите слова, где буква Р стоит в начале слова.
YI. Чтение слогов с новой буквой.( можно сделать слайд)
У. Прочитайте написанные в данном ряду слоги:
1) РА, РО, РЫ, РИ, РУ.
(Написанные слоги затруднены для прочтения различными линиями)
2) Прочитайте слоги с буквой Р, добавляя к ним по очереди согласные из слова РОДИНА.
РА РА РА
РО РО РО
РЫ Р РЫ РД РЫ РДН
РИ РИ РИ
РУ РУ РУ
YI. Чтение слов с новой буквой
У. Прочитайте напечатанные на доске слова и скажите, что в них есть общее?
Морковь, помидор, груша, абрикос, картофель, горох, персики.
Д. Это название овощей и фруктов.
У. В каком слове звук [р‘] мягкий?
Д. В слове абрикос.
YII.Чтение текста с новой буквой.
Д. Наш Рома мал. Он мыл парту. У Марата топор. Урана мыла раму.
У. Я прочту вам текст, внимательно слушайте. Назовите слова с новой буквой.
Наша Родина огромна и прекрасна. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом. Зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.
У. Назовите слова со звуком [р]. Какая наша Родина? Назовите нашу малую Родину.
YIII.Рефлексия учебной деятельности
У. С какими новыми звуками и буквой мы познакомились сегодня на уроке?
У. Дайте характеристику звукам [р], [р‘]
4