План конспект урока
УМК «Гармония»
Предмет: Литературное чтение.
Авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова
Класс: 1
Учитель: Сорокина Ю.С.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Тема: «Звуки речи: обобщение»
Основные цели:
— совершенствовать знания о звуках речи;
— учить применять полученные знания на практике;
— развивать умение анализировать и обобщать;
— взаимодействовать с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников;
— оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование: ручка, фломастер, клей, карточки с заданиями, лист самооценки, эталон — образец для проверки работы, ИКТ.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Используемые технологии: деятельностный метод.
Формы обучения: индивидуальная, работа в группах .
Задачи:
Предметные: анализировать звуковой состав слов; моделировать схемы, соотносить словесную информацию с изобразительной;
Метапредметные:
— планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;
— осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
— развивать речь, внимание, мышление, память детей;
Личностные:
— воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, интерес к умственной деятельности;
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап. | |
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Сейчас я покажу вам один из видов речи, если это будет письменная речь — сядут девочки, устная — сядут мальчики. (1 слайд) | -присаживаются девочки -присаживаются мальчики
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. | |
-Сегодня мы отправляемся в сказочную страну, чтоб добраться до места, нам понадобиться карта, а карта закрыта на замок с кодом, который нужно прочитать. Посмотрите на доску, что же это за код? (2 слайд) На доске звуковая схема. -А вы можете ее прочитать? — Что мы знаем о звуках речи? Хором давайте её прочитаем!
|
Это звуковая схема.
Да, сможем! Звуки речи бывают гласные и согласные, среди гласных звуков выделяют ударные и безударные, а среди согласных твердые и мягкие. |
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии | |
— Чего не хватает? Звуковая схема указана полностью? — Что еще мы знаем о согласных звуках? — Давайте её дополним, к доске идет Степа, а остальные оценивают его деятельность, используя знаки «+»и «-». Дополняет звуковую схему, которая дана на доске. (2 слайд)
| Характеристика звуков указана не полностью, нет. Твердые и мягкие звуки делятся на звонкие и глухие.
|
4. Построение детьми проекта выхода из затруднения | |
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Верно, мы будем повторять, обобщать и говорить о звуках — Дети, вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки? Оцените свои знания по волшебной линеечке! Покажите мне свою оценку!
— По вашим линеечкам я увидела, что уровень ваших знаний находится по — середине, то есть при выполнении заданий вы затрудняетесь!
| (Дети высказывают свое мнение)
(Дети оценивают себя и поднимают карточки!)
|
5. Реализация проекта | |
— Итак, отправляемся в путешествие, оно поможет вспомнить и закрепить наши знания! Нам нужно собрать три волшебных ключика, которые пригодятся при изучении букв. -А вот и первое препятствие, посмотрите, у нас на пути лебеди, которые не хотят нас пропускать, просят выполнить задание: составить слоговые схемы к словам. — Ребята открываем тетради, и выполняем слоговой разбор слова- лебеди, а Алена у доски! — Из картинки на доске, какие слова мы можем выделить? -Сколько слогов в слове, докажи, давайте его проскандируем. -Куда падает ударение? -Отметим безударные слоги? Аналогично выполняется разбор слов: корона и река На доске выполняется слоговой разбор слов: корона, река. — Первое задание выполнили, убрали тетради в сторону! Физкультминутка (Видео с мальчиком, который показывает упражнения) -А вот и ключ! Идем дальше, здесь у нас стена, а на что она похожа? -Чтобы ее преодолеть, нам нужно поделиться на группы, и выполнить звуковой анализ слов. Каждая группа должна постараться и выполнить задание правильно, иначе мы не найдем следующий ключ. -Вспомним правила поведения при работе в группах.
-А теперь командиры групп подойдите к столу помощнику, выберите задание для звуковой схемы. Обратите внимание, там есть уже готовые звуки, которые вам нужно поселить в свои домики! -Итак 1 группа у вас слово- … , 2 группа- … , 3 группа-… , 4 группа- …
|
(На доске карта, дети ее рассматривают.)
(Открывают тетради, готовятся к работе.) (Задание у доски выполняется учениками, самостоятельно! ) Лебеди, корона, река. Ле – бе – ди.
На первый слог. Бе, ди.
(Учащиеся на местах выполняют слоговую схему.)
Дети выходят на свободное рядом с партой место и выполняют упражнения, для снятия усталости. Стена похожа на звуковую схему слова.
1. уметь договариваться 2. прислушиваться к командиру. 3. работая с клеем, соблюдайте ТБ. (Командиры подходят к столу и выбирают задание для группы.) Учащиеся называют слова из выбранного ими задания: лиса, волк, сова или лоси.
|
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | |
-Выкладывайте все из файлов, можете приступать, как только группа выполнит задание, дайте нам об этом знать! — Время вышло, пожалуйста, капитаны представьте нам работу ваших групп! -Командир первой команды, остается и защищает свою модель, а остальные, проверяют правильность выполнения задания, пожалуйста! — Так, теперь сравним работы с эталоном. (3 слайд) Проводится аналогичная работа с другими словами -Командир второй команды, защищает свою модель!
-Командир третьей команды, защищает свою модель! -Командир третьей команды, защищает свою модель!
| (Выполняется работа в группах, моделирование слов) (На доске вывешиваются модели звуковых схем выполненных детьми в группе.) — Мы разбирали слово лиса, в нем 4 звука. Первый звук «ль» -согл., мяг., зв.; звук «и»- гл, безуд.; звук «с»- согл., тв., глух.; звук «а»-гл., уд. (Детские работы сравниваются с правильно выполненной звуковой схемой на доске.) — Мы разбирали слово волк, в нем 4 звука. Первый звук «в» -согл., тв., зв.; звук «о» — гл., уд.; звук «л» — согл., тв., зв.; звук «к» -согл., тв., глух. — Мы разбирали слово сова, в нем 4 звука. Первый звук «с» — согл., тв., гл.; звук «о» — гл, безуд.; звук «в» — согл., тв., зв.; звук «а» -гл., уд. — Мы разбирали слово лоси, в нем 4 звука. Первый звук «л» — согл., тв., зв.; звук «о» — гл, уд.; звук «сь» — согл., мяг., гл.; звук «и» -гл., безуд.
|
6. Включение в систему знаний и повторение | |
— Итак, что же мы знаем о звуках речи, составим схему сами по памяти, кто у нас самый смелый, кто выйдет к доске? (4 слайд) — Степа, пожалуйста! Вспоминай все, что тебе известно о звуках речи, ребята, а вы помогайте! — Вернемся к нашим волшебным линеечкам, как теперь вы себя оцените? — Вижу, теперь ваши знания по звукам речи немного возросли, и таких ошибок, как ранее вы не допускаете! | (На доске восстанавливается звуковая схема с самого начала.) Звуки речи бывают, гласные и согласные. Среди гласных звуков выделяют ударные и безударные, а среди согласных твердые и мягкие. В свою очередь, твердые и мягкие звуки делятся на звонкие и глухие. (Дети оценивают себя по волшебным линеечкам, показывают результат учителю!)
|
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) | |
— Мы с вами собрали 2 ключика, 1 будет нам помогать делить слова на (слоги) — Второй, выполнять (звуковую схему) — Итак, ребята встали, спасибо за работу, урок окончен! |
|