Конспект урока для 1 класса «Звуки речи: обобщение»

План конспект урока

УМК «Гармония»

Предмет: Литературное чтение.

Авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова

Класс: 1

Учитель: Сорокина Ю.С.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Тема: «Звуки речи: обобщение»

Основные цели:

— совершенствовать знания о звуках речи;

— учить применять полученные знания на практике;

— развивать умение анализировать и обобщать;

— взаимодействовать с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников;

— оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: ручка, фломастер, клей, карточки с заданиями, лист самооценки, эталон — образец для проверки работы, ИКТ.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Используемые технологии: деятельностный метод.

Формы обучения: индивидуальная, работа в группах .

Задачи:
Предметные: анализировать звуковой состав слов; моделировать схемы, соотносить словесную информацию с изобразительной;
Метапредметные:

— планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;

— осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

— развивать речь, внимание, мышление, память детей;

Личностные:

— воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, интерес к умственной деятельности;







Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Сейчас я покажу вам один из видов речи, если это будет письменная речь — сядут девочки, устная — сядут мальчики. (1 слайд)

-присаживаются девочки

-присаживаются мальчики






2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

-Сегодня мы отправляемся в сказочную страну, чтоб добраться до места, нам понадобиться карта, а карта закрыта на замок с кодом, который нужно прочитать. Посмотрите на доску, что же это за код? (2 слайд)

На доске звуковая схема.

-А вы можете ее прочитать?

— Что мы знаем о звуках речи? Хором давайте её прочитаем!






Это звуковая схема.



Да, сможем!

Звуки речи бывают гласные и согласные, среди гласных звуков выделяют ударные и безударные, а среди согласных твердые и мягкие.

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

— Чего не хватает? Звуковая схема указана полностью?

— Что еще мы знаем о согласных звуках?

— Давайте её дополним, к доске идет Степа, а остальные оценивают его деятельность, используя знаки «+»и «-».

Дополняет звуковую схему, которая дана на доске. (2 слайд)


Характеристика звуков указана не полностью, нет.

Твердые и мягкие звуки делятся на звонкие и глухие.








4. Построение детьми проекта выхода из затруднения

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Верно, мы будем повторять, обобщать и говорить о звуках

— Дети, вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки? Оцените свои знания по волшебной линеечке! Покажите мне свою оценку!



— По вашим линеечкам я увидела, что уровень ваших знаний находится по — середине, то есть при выполнении заданий вы затрудняетесь!


(Дети высказывают свое мнение)



(Дети оценивают себя и поднимают карточки!)


5. Реализация проекта

— Итак, отправляемся в путешествие, оно поможет вспомнить и закрепить наши знания! Нам нужно собрать три волшебных ключика, которые пригодятся при изучении букв.

-А вот и первое препятствие, посмотрите, у нас на пути лебеди, которые не хотят нас пропускать, просят выполнить задание: составить слоговые схемы к словам.

— Ребята открываем тетради, и выполняем слоговой разбор слова- лебеди, а Алена у доски!

— Из картинки на доске, какие слова мы можем выделить?

-Сколько слогов в слове, докажи, давайте его проскандируем.

-Куда падает ударение?

-Отметим безударные слоги?

Аналогично выполняется разбор слов: корона и река

На доске выполняется слоговой разбор слов: корона, река.

— Первое задание выполнили, убрали тетради в сторону!

Физкультминутка (Видео с мальчиком, который показывает упражнения)

-А вот и ключ! Идем дальше, здесь у нас стена, а на что она похожа?

-Чтобы ее преодолеть, нам нужно поделиться на группы, и выполнить звуковой анализ слов. Каждая группа должна постараться и выполнить задание правильно, иначе мы не найдем следующий ключ.

-Вспомним правила поведения при работе в группах.





-А теперь командиры групп подойдите к столу помощнику, выберите задание для звуковой схемы. Обратите внимание, там есть уже готовые звуки, которые вам нужно поселить в свои домики!

-Итак 1 группа у вас слово- … , 2 группа- … , 3 группа-… , 4 группа- …




(На доске карта, дети ее рассматривают.)





(Открывают тетради, готовятся к работе.)

(Задание у доски выполняется учениками, самостоятельно! )

Лебеди, корона, река.

Ле – бе – ди.



На первый слог.

Бе, ди.



(Учащиеся на местах выполняют слоговую схему.)



Дети выходят на свободное рядом с партой место и выполняют упражнения, для снятия усталости.

Стена похожа на звуковую схему слова.







1. уметь договариваться

2. прислушиваться к командиру.

3. работая с клеем, соблюдайте ТБ.

(Командиры подходят к столу и выбирают задание для группы.)



Учащиеся называют слова из выбранного ими задания: лиса, волк, сова или лоси.


6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Выкладывайте все из файлов, можете приступать, как только группа выполнит задание, дайте нам об этом знать!

— Время вышло, пожалуйста, капитаны представьте нам работу ваших групп!

-Командир первой команды, остается и защищает свою модель, а остальные, проверяют правильность выполнения задания, пожалуйста!

— Так, теперь сравним работы с эталоном. (3 слайд)

Проводится аналогичная работа с другими словами

-Командир второй команды, защищает свою модель!



-Командир третьей команды, защищает свою модель!

-Командир третьей команды, защищает свою модель!




(Выполняется работа в группах, моделирование слов)

(На доске вывешиваются модели звуковых схем выполненных детьми в группе.)

— Мы разбирали слово лиса, в нем 4 звука. Первый звук «ль» -согл., мяг., зв.; звук «и»- гл, безуд.; звук «с»- согл., тв., глух.; звук «а»-гл., уд.

(Детские работы сравниваются с правильно выполненной звуковой схемой на доске.)

— Мы разбирали слово волк, в нем 4 звука. Первый звук «в» -согл., тв., зв.; звук «о» — гл., уд.; звук «л» — согл., тв., зв.; звук «к» -согл., тв., глух.

— Мы разбирали слово сова, в нем 4 звука. Первый звук «с» — согл., тв., гл.; звук «о» — гл, безуд.; звук «в» — согл., тв., зв.; звук «а» -гл., уд.

— Мы разбирали слово лоси, в нем 4 звука. Первый звук «л» — согл., тв., зв.; звук «о» — гл, уд.; звук «сь» — согл., мяг., гл.; звук «и» -гл., безуд.


6. Включение в систему знаний и повторение

— Итак, что же мы знаем о звуках речи, составим схему сами по памяти, кто у нас самый смелый, кто выйдет к доске? (4 слайд)

— Степа, пожалуйста! Вспоминай все, что тебе известно о звуках речи, ребята, а вы помогайте!

— Вернемся к нашим волшебным линеечкам, как теперь вы себя оцените?

— Вижу, теперь ваши знания по звукам речи немного возросли, и таких ошибок, как ранее вы не допускаете!

(На доске восстанавливается звуковая схема с самого начала.)

Звуки речи бывают, гласные и согласные. Среди гласных звуков выделяют ударные и безударные, а среди согласных твердые и мягкие. В свою очередь, твердые и мягкие звуки делятся на звонкие и глухие.

(Дети оценивают себя по волшебным линеечкам, показывают результат учителю!)




8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

— Мы с вами собрали 2 ключика, 1 будет нам помогать делить слова на (слоги)

— Второй, выполнять (звуковую схему)

— Итак, ребята встали, спасибо за работу, урок окончен!


Свежие документы:  Конспект урока по теме: «Фонетика. Гласные и согласные звуки» 5 класс





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: