Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VII вида №73
Конспект
урока по обучению грамоте
в 1 «Б» классе
по теме: «Звуки [з, з ]. Буква З з. Закрепление»
Учитель начальных классов:
Бораева Елена Николаевна
2013г.
Звуки [з, з] .Буква З з. Закрепление.
Цель урока: закрепить знания о парном твердом и мягком согласном звуке з.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы «З», добиваться четкого различия образа звука и образа буквы
2.Учить детей давать полную характеристику новым звукам[з, з].
3.Упражнять детей в чтении слов с буквой «з» в разной позиции, определять в словах ее местонахождение.
4.Продолжать работу над формированием стойкого навыка правильного, слогового, плавного, сознательного чтения.
5.Закреплять представление учащихся о понятии родственных слов.
6.Повторить, что звуки парных согласных букв на конце слов следует уточнять подбором проверочного слова.
7.Учить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости.
Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, умение находить «ошибкоопасные» места в словах.
Пополнять словарный запас новыми словами, что будет способствовать развитию логического мышления, развитию речи.
Воспитательные:
Воспитывать у детей устойчивое желание и стремление читать доступную возрасту литературу.
Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально-ценному отношению к действительности.
Воспитывать желание общаться друг с другом, терпимость и уважение к чужому мнению.
Коррекционные:
Учить правильному артикулированию сходных звуков [з-с ]в чистоговорках.
Учить логически мыслить и давать объяснение.
Обучать эмоциональному восприятию читаемого материала и творческому мышлению.
Способствовать коррекции их памяти, внимания, речи и фонематического слуха.
Укреплять физическое здоровье и душевное равновесие.
Методы работы на уроке:
Объяснительно-иллюстративный.
Частично-поисковый.
Наглядный.
Практический.
Стимулирование интереса к учению (частичное использование сюжета прочитанной накануне сказки
Формы работы на уроке:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение:
1.Проектор, персональный компьютер, магнитная доска
2.Презентация к уроку
3. Кассы букв ( индивидуальные и классная) 4. Схемы к словам, картинки с изображениями зимы и Золушки.
Виды работы | Деятельность учителя 1-Б класса | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе этапа | Индивидуальная работа на уроке | |
II. Вводный момент.
| Беседа | — Какое сегодня число? Месяц? — Какое время года на дворе?. — Какие зимние месяцы вы знаете? — Как изменилась природа с наступлением зимы? Назовите основные признаки зимы. — Зима – прекрасное время года. Не забывайте в это трудное время о зимующих птицах! —Скоро мы встретим всеми любимый праздник. Какой?
| — Сегодня 17 декабря. -На дворе зима.
-Декабрь, январь, февраль. -Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц…
— Новый год!
| Развивать внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развивать пространственные и временные представления. Воспитывать чувства прекрасного, внимательного отношения к птицам. |
Обратить внимание на знание зимних месяцев каждым учеником. |
III. Звуковой образ буквы “З”. Проговаривание скороговорки.
|
Проговаривание скороговорки Заучивание наизусть.
Импровизация.
|
Зимним утром от мороза — Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще. — В каких словах мы слышим звук (З)?
— Проговорим скороговорку тихо, громко. — Проговорите скороговорку так, как бы ее проговорил медведь, заяц, лисичка.
-Итак, мы познакомились с новыми звуками. Произнесите. — (Открываем слайд № 2): — Ответим на следующие вопросы: Гласный звонкий твёрдый согласный глухой мягкий ( почему звук согласный?)
|
-Звук [з]
Зззимним — в начале слова, От мороззза – в конце слова, На зззаре – в начале слова, Зззвенят – в начале слова, Березззы- в конце слова. -( дети произносят)
( дети импровизируют)
[з-з,]
[з-з,]-согласный, звонкий, в словах может быть и твердым, и мягким.
— Он не поется и встречает на своем пути преграды… | Развивать внимание, слуховую память, речь учащихся, образное и абстрактное мышление.
Развивать интерес к чтению, творческие способности.
Учить детей обобщать, делать выводы. |
Обращать внимание на произношение отдельных звуков у ТороповаГеоргия (затрудняется при произношении слов с предлогами) и Максимовой Софьи.(звук [р-л; в окончаниях прилагательных] |
IV. Предметный образ буквы “З”. |
Физминутка
Загадывание и отгадывание загадок.
Работа с карточками.( схемами).
Работа с индивидуальной кассой букв |
— Итак, звук(з)-согласный, звонкий, может быть в словах и твёрдым и мягким. А на письме эти два звука (з)-твердый, (з)- мягкий обозначаются одной буквой «Зз». Посмотрите. Показываю карточку с буквой). У: А на что похожа это буква, расскажут наши ребята.
— Молодцы! Найдите эту букву в кассе букв у себя. Выложите в сторонке.
— А сейчас мысленно на несколько минут превратимся в весёлых ,задорных зайчат и отдохнём!
— Сейчас я загадаю две загадки, а к словам- отгадкам надо составить схемы. 1. Дел у меня немало 2. Она красива и мила, “зола”.
— Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости? — А сейчас соберем схемы к этим двум словам-отгадкам.
— Откройте кассу букв. К схеме слову «зима » печатаем слово с помощью букв. Составляем. — Отлично!
| .
Дети читают стихи: 1.) Буква З на В похожа. (картинка)
2.) На эту букву посмотри: (картинка) 3.)З – не просто завитушка,
(проводит ученик)
Зайка Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай! Быстро к ёлочке беги И скорей назад скачи.
— зима (картинка)
— Золушка (картинка)
— Ее имя на букву “З”.
(дети собирают схемы)
( один ученик работает у доски) |
Развивать зрительную память, внимание, воображение у детей.
Развиваем самостоятельность, активность; ловкость и быстроту в движениях. Поднять настроение у ребят, работоспособность.
Развивать абстрактное мышление
Учить различать звуки от букв |
|
V. Чтение слогов, слов, текста
|
Чтение слогов, слов. |
А теперь настала ответственная пора-чтение.
(открываем слайд № 3) за аз зу уз зе ез зо оз зы ыз зи из — Составьте слова, используя слоги-слияния 1 столбика. ( открываем слайд № 4) зи|ма зи|мо|ва|ли за|бор за|пол|за|ли зме|и зо|о|парк раз|ны|е за|сы|па|ли
|
( ученик читает стих.В.Берестова «Как хорошо уметь читать»
( читают дети по — одному, затем вместе, столбиками, в строчку…)
— заяц, зубы, зелень и т.д.
( читают слова по слогам и целыми словами)
|
Развивать скорость чтения по слогам и целыми словами;
Развивать словарный запас учащихся ;
Учить сравнивать сопоставлять слова, находить общие признаки; |
Читают все дети по одному, затем все вместе хором. |
VI .Гимнастика для глаз. (Презентация «Береги зрение)»
| Физминутка | — А теперь после чтения пусть отдохнут наши глаза.
| -(дети выполняют вместе с учителем и гостями гимнастику для глаз)
| Развиваем самостоятельность, работоспособность, воспитывать ответственность за своё здоровье. |
|
VII. Работа по учебнику.
|
Работа с учебником.
|
— Мы встретили много слов на букву “З”. Но в “Азбуке ” еще есть слова. Откройте учебники по закладке и найдите стр.91. — Найдите текст. Как он называется? — Сейчас мы заочно попутешествуем по зоопарку.(взять 1-6 предложений). — Сколько слов в 1 предложении? Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово. ( анализ предложения и т.д.)
— Что такое зоопарк?
— какими животными встретились в зоопарке? — Завтра мы продолжим чтение этого текста и узнаем о других, живущих в зоопарке
| .
( дети цепочкой читают вслух по предложению, затем читают вместе)
Зоопарк – место, где живут различные животные из разных стран мира. Люди создали им такие условия, чтобы животные чувствовали себя как дома.
— В зоопарке мы встретились со слоном,…
| .
Развивать внимание, логическое мышление, речь;
|
Измайлов Даниил работает индивидуально: читает текст из 3 предложений на карточке- каждое предл. состоит из 2-3 слов. (упрощенный текст). Затем его чтение слушает класс и оценивает.) |
VIII. Задание на развитие внимания и памяти.
|
Задание на развитие внимания.
. |
— Следующее задание на внимание. Будьте внимательны!
-( См.слайды №№ 5 и 6)
— Что вы видите на рисунке? Что интересного вы заметили во всех словах? — Запомните, как расположены картинки. — Что изменилось?
|
-Во всех словах слышится звук [з]
— переставили местами картинки с изображениями зайца и зонта.
|
Развивать внимание, память. |
|
I X. Итог урока. Рефлексия.
|
Разукрашивание книжки.
Поздравление учителей с Новым годом! | — С какой буквой мы познакомились? — Какие звуки обозначает эта буква? — Ребята, если вам на уроке всё было понятно, интересно, то разукрасьте шаблон книжечки зелёным цветом, а если что-то было непонятно- синим. —Молодцы! Дружите с книгой. Книга- ваш друг! — Урок окончен. Мы благодарим наших учителей и поздравляем с наступающим Новым годом! |
(дети поздравляют учителей открытками с кроссвордом. ) |
|
|