Урок – путешествие на тему «Имя прилагательное»
Тема: Имя прилагательное.10 класс
Цель: Закрепления и обобщение знаний учащихся по теме,развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи, умений определить разряды, степени сравнения творческих способностей, развитие логического мышления, сообразительности, культуры речи.
Оборудование: Кодоскоп, картины, тексты, задания по уровням.
Форма урока: Урок – путешествие. Закрепление обобщение пройденной темы.
Технология: Уровневая дифференциация.
Ход урока:
Организационный момент.
А) Рапорт дежурного.
Б) Объявление темы.
В) Определение целей.
II. Всесторонняя проверка знаний.
А) Станция «Теоретическая».
Тест «Морфологический разбор прилагательного» (все группы).
Подчеркнуть пункты, которые не относятся к прилагательному.
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж, единственного числа, мужского рода).
Постоянные признаки.
А) Собственное или нарицательное.
Б) Качественное, относительное или притяжательное.
В) Склонение.
3. Непостоянные признаки:
А) Степень сравнения (у качественных).
Б) Краткая и полная форма (у качественных).
В) Падеж.
Г) Число.
Д) Лицо.
Е) Род.
II. Указать номер правильного ответа:
Имя прилагательное обозначает: 1) предмет; 2) действие; 3) признак.
Написать начальную форму имен прилагательных:
Красивого — ;
В страшном — ;
Тоненькую — ;
Робким — ;
Найти в предложении прилагательное и выписать его, сделать морфологический разбор: От яркого солнца все жмурили глаза.
Задание II – уровня.
Блиц – опрос.
Сколько степени сравнения?
А) Одна.
Б) Две.
В) Три.
Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
А) Притяжательные.
Б) Качественные.
В) Качественные, относительные, притяжательные.
Сложная превосходная степень образуется с помощью слов?
А) самый, наиболее, наименее.
Б) более.
В) менее.
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов.
А) –ее, -е.
Б) –ше.
В) –ейш, -айш.
Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
А) –ейш.
Б) –айш.
В) –ее, -е, -ше.
Через кодоскоп проверяется ответы (надеюсь ты выбрал: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-В, 6-В).
Чтобы перейти к следующей станции выполним задание игры «Кто быстрее?».
1 – группа: Подобрать как можно больше прилагательных к данным существительным: песни, яблоко, снег, трава.
2 – группа: Поставить вопрос к прилагательным, определить их род, число.
3 – группа: Выделить окончания прилагательных.
Станция «Практическая».
Образование прилагательных.
I – уровень.
Задание 1 – группы:
Образуй сложные прилагательные:
Светлый-желтый;
Яркий-зеленый;
Бледный-розовый;
Белый-голова;
Сто-лет;
Много-этаж;
Добрый-совесть.
Задание 2 – группы:
От данных прилагательных образуйте прилагательные в сравнительной и превосходной степени:
Трудный-
Прекрасный-
Честный-
Аккуратный-
Близкий-
Яркий-
Задание 3 – группы:
Терминологический диктант (распределить термины по темам: глагол, имя прилагательное, числительное).
Инфинитив, несовершенный, количественные, качественное, изъявительное, порядковое, относительное, составное, сравнительная, наклонение, собирательное, превосходная, притяжательное, прошедшее.
II – уровень. Конкурс грамотеев «Исправь ошибки» (текст проецируется через кодоскоп).
Шел я, значит, в новом пальто по улице Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе. Люблю черное кафе, особлибо с пирожным. Захадю, ложу свой вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать. Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная! –а вещи- то мой, которые я на окно поклал, сперли! Расстроился я. Теперя уже ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.
(Ответ: Шел я как-то в новом пальто по Каштановой аллее. А кафе спешил, есть здесь рядом хорошее кафе. Люблю черный кофе, особенно с пирожным. Захожу, кладу свои вещи на окно и иду к прилавку очередь занимать. А людей немало собралось. Вот уже моя очередь подошла; смотрю – боже мой! –а вещи, которые я на окно положила, украли. Расстроился я. Теперь уже ничего не хочу – ни кофе, ни мороженного, ни жевательной резинки.)
III – уровень.
Задания творческого характера.
1 – группа: Описание птицы по картине «Снегирь».
2 – группа: Озаглавить текст, вставить пропущенные буквы.
Удивительн… это были птицы. Высок… почти с человека ростом, на тонк… стройн… ногах и с гибк… шеями, клюв красны…, длин… и остр….Перья бел…, пушист… как снег. Как красиво смотрятся на фоне голуб… озера! Эти птицы символизируют верность в любви.
Вот они наши, бел… лебеди!
3 – группы: Описание котенка «Барсик».
V. Станция «Сообразительная».
1 – группа: «Угадай по рифме».
2–Задание: По данным рифмующимся прилагательным назовите произведение, его автора, прочитать отрывок наизусть.
… одинокий
… голубом
… далекой
… родном
2, 3 – группа: «Знаешь ли ты сказки?»
Задание: Подбери прилагательные – эпитеты к существительным, которые встречаются в сказках.
Вода, молодец, конь, солнце, девица, лес, ночь.
Подведение итогов, комментирование оценок по оценочным листам.
Мнение уч-ся об уроке.
Оценочный лист
Ф.И.О. | Теоретическая | Практическая | Сообразительная | Общая оценка | |||||
Блиц-опрос | Кто быстрее | Образуй от прил-го сущ. | Составить словарь антол. | Аукцион | Загадочная пауза | «Знаешь ли ты?» |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|