Урок русского языка во 2 классе
(программа «Школа XXI века»)
по теме :
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов
Цель: знакомство детей с фразеологическими сочетаниями как устойчивыми сочетаниями слов.
Задачи:
Образовательные
развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
раскрыть образность и богатство русского языка;
познакомить с фразеологическим словарём;
формировать навыки определения фразеологизмов в потоке речи;
обогатить словарный и фразеологический запас;
пополнить знания о языке;
Воспитательные
Воспитывать культуры речи
Воспитывать самостоятельности и умения оценивать себя и другого
Развивающие
Развивать интерес к русскому языку
Развивать творческие способности и образное мышление;.
Методы обучения:
— иллюстративно-словесный,
— практический,
— демонстрации
— проблемно-поисковый
— использование научной литературы;
— словарно-лексическая работа
— контроля и самоконтроля,
— самостоятельная работа
Оборудование:
1. Учебник
2. Карточки с заданиями
3. Листы заданий для групповой работы
4. Листы оценивания
5.Мультимедийный проектор, интерактивная доска
6.Презентация в Notebook
Ход урока
Самоопределение
Зачем мы приходим на урок?
Зачем нам нужны уроки русского языка?
Сегодня мы будем работать по плану (он у вас на листочках)
Что интересного увидели (не по порядку)
Расставьте пункты плана по порядку.
СТРАНИЦА 1
|
Сегодня мы ещё раз попробуем с вами окунуться в мир русского языка. А помогут нам в этом… впрочем, вы мне сейчас всё сами скажете.
2.Определение темы урока
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка.
Может кто-то догадался, какое? (фразеологизмы)
(если не назвали, то)
Какие слова мамы Светлана поняла по-своему?
А что имела в виду мама?
Мама произнесла фразеологизм.
Это и будет темой нашего урока.
СТРАНИЦА 2 Фразеологизмы
Откройте урок 129
К какому разделу относится наш урок? (Как устроен наш язык)
Что мы обычно узнаём на этих уроках?
Поставьте цели и задачи на сегодняшний урок.
3. Постановка цели и задач
СТРАНИЦА 2 Фразеологизмы
Цель и задачи урока:
знакомство с фразеологизмами
употреблять фразеологизмы в речи
наблюдать за значением фразеологизмов
находить фразеологизмы в тексте
О фразеологизмах
СТРАНИЦА 3 Фразеологизмы
Что же такое фразеологизмы? (ответы детей)
Какая часть этого слова вам знакома?
Что такое фраза?
СТРАНИЦА 4 Слово фразеологизм состоит из частей фраза и логос.
(с древнегреческого)
фразис — «выражение», логос — «слово,понятие».
Фразеологизмы называют также «устойчивыми сочетаниями слов».
Прочитайте правило страница 103
На каком этапе урока мы находимся? (Узнаём новое)
Какой этап нам предстоит? (Применяем новые знания)
Предлагаю вам спрогнозировать оценку своей работы на данном этапе
Критерии оценки | Прогноз | Итог | |
В парах |
|
|
|
В группе |
|
|
|
Самостоя тельно |
|
|
|
4. Фразеологизм как сочетание слов
Перед вами картинки и фразеологизмы их иллюстрирующие
Соотнесите картинку с фразеологизмом
СТРАНИЦА 5 зарубить на носу
только пятки засверкали
как снег на голову
Говоря такие фразеологизмы на самом ли деле мы представляем такую картину?
Фразеологизм имеет значение.
Я предлагаю поработать в парах с упражнением 1 страница 103, выяснить значение предложенных фразеологизмов, заменить ими часть предложения, получить новые предложения и одно из них записать в тетрадь
Давайте проверим какие предложения у вас получились
А какое было?
Что ты заменил фразеологизмом?
Значит какое значение имеет фразеологизм …….. ?
А какой вариант предложений вам кажется более красочным, интересным, точным?
Сделайте вывод, чему служат фразеологизмы в нашей речи (речь будет более яркой, интересной, красочной, образной)
СТРАНИЦА 6
Фразеологизмы – это средства
выразительности языка, они
делают нашу речь эмоциональной
выразительной и яркой.
На каком этапе урока мы находимся? ( Делаем выводы)
Какую из задач урока мы выполнили?
Оцените свою работу в парах на листе оценки
Как вы считаете, достаточно ли мы узнали о фразеологизмах?
Продолжаем узнавать новое.
Страница 104 – правило
Что главное следует из этого правила
(Уточнение темы урока)
СТРАНИЦА 7
Фразеологизмы сочетания слов
Что ещё узнали из правила?
(Значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре)
4. Определение значения фразеологизма
Предлагаю вам поработать в группах с упражнением 3 страница 105 и определить значение предложенных фразеологизмов, выбрав его из второго столбика. Пользуйтесь в первую очередь своим жизненным опытом, если возникнут затруднения, обращайтесь к фразеологическому словарю
(Для удобства я вам прошу поработать на листе и соединить фразеологизм и его значение)
(проверка) СТРАНИЦА 8
| думать бездельничать близко рано обманывать болтливый молчать |
Сделайте выводы ( фразеологизм сочетание слов, которое имеет значение)
На каком этапе урока мы находимся? ( Делаем выводы)
Какую из задач урока мы выполнили?
Оцените свою работу на листе оценки
Как вы считаете достаточно ли мы узнали о фразеологизмах?
Продолжаем узнавать новое.
4. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.
Перед вами листочек, на нём работа Васи, ему нужно было придумать предложения и использовать в них фразеологизмы. Он старался. Всё ли у Васи получилось? (нет, фразеологизмы должны выглядеть не так)
Предлагаю вам исправить Васины ошибки, если будет трудно, воспользуйтесь словами для справок.
Запишите исправленные предложения в тетрадь.
Проверьте свою работу. Оцените её на полях (вспомнить критерии – без исправлений и ошибок «5», одна ошибка или исправления – «4», «3» — 2 или 3 ошибки)
(проверка) СТРАНИЦА 9
Народу в театре было много – груше некуда упасть.
Играйте, пожалуйста, у себя к комнате и не путайтесь под ушами.
У Вовы на столе учебник днём с фонариком не найдёшь.
Слова для справок: яблоко, ноги, огонь
Поднимите руки, кто оценил себя оценкой пять или четыре
Почему нам пришлось исправлять Васину работу?
Какой вывод можем сделать
Прочитайте его на странице 106 в правиле
Что главное следует из этого правила
(Уточнение темы урока)
СТРАНИЦА 10
Фразеологизмы устойчивые сочетания слов
На каком этапе урока мы находимся? ( Делаем выводы)
Какую из задач урока мы выполнили?
Оцените свою работу на листе оценки
Как вы считаете достаточно ли мы узнали о фразеологизмах?
Конечно, недостаточно, но наш урок подходит к концу. Мы с вами обязательно вернёмся к этой теме на других уроках
5. Рефлексия.
Давайте вспомним тему нашего урока
Как мы её сумели расширить?
Какие задачи мы перед собой ставили?
Сумели ли мы их достичь?
Обратитесь к листу оценки, сделайте вывод о своей работе на этом уроке, совпала ли ваша оценка с прогнозом?
С каким явлением в языке мы работали сегодня?
Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.
6. Домашнее задание.
Какой этап урока остался?
Какое домашнее задание по данной теме вы хотели бы выполнить?
Я вам предлагаю выбрать любое из данных заданий (найдите их у себя на листочке)
СТРАНИЦА 11
Домашнее задание
1. Выполните упражнение 4 страница 105
2. Придумайте и запишите 4 предложения с фразеологизмами.
3. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»
Как вы считаете, какое из них самое несложное?
А какое трудное, но интересное?
На этом хочется закончить урок. Спасибо за работу, а в подарок вам сказка с фразеологизмами.
9