Тема: Правописание заглавной буквы в именах собственных. Пояснительная записка.
Тип урока: Открытие новых знаний;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
Учебник «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. — 2011г.
Уровень обученности школьников: высокий —19%; средний — 60%;низкий — 21%
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Полное описание разработки
Цель:
изучение орфограммы — заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных;
развитие мыслительных операций, внимания, памяти, орфографической зоркости, самоконтроля и самоанализа, логического мышления;
воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию, коммуникативной культуры ,чувства коллективизма;
расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
предметные:
распознавать имена собственные, отличать их от имен нарицательных; использовать изученную орфограмму
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
использует изученную орфограмму;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока.
I. Организационный момент — 2 мин.
1. Организационный момент.
2.Психологический настрой .
Я сижу на уроке
Мне хорошо и спокойно.
У меня хорошая память.
Я быстро все запоминаю.
Сейчас я начну работать,
Я рад этому!
У меня все получится,
Все будет хорошо!
II.Актуализация знаний- 3 мин.
1. Минутка чистописания ам им лм
2.Работа с рядом слов.
У.- Прочитайте слова: мальчик, небо, гриб, ученица.
— Какое задание можно выполнить со словами?
Д.- Разделить на 2 группы: одушевленные и неодушевленные/
У. —Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли мы разделили слова на группы?
Д.- Орфограмма. Нужно задать вопрос к словам КТО? или ЧТО?
III. Открытие «новых» знаний – 5 мин.
1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
У.– Прочитайте про себя слова.
земля, Земля, зима ,Зима ,рыжик ,Рыжик
– Возможно ли так такое?
Д.- Возможно. Рыжик – это кот, поэтому пишется с заглавной буквы)
У.– Чем интересны эти слова?
Д. -Звучит одинаково, а значение разное и пишутся по-разному.
IV.Определение темы урока учащимися – 10 мин.
У: – Какую тему мы изучали на последних уроках?
Д.- Мы говорили об именах существительных. Одушевленных и неодушевленных.
У– Сформулируйте тему урока.
Д.-Заглавная буква в именах собственных,правописание заглавной буквой в именах собственных, ( слайд 8)
У.– Узнаем лексическое значение слова земля, Земля.
В толковом словаре определение ЗЕМЛЯ (слайд3, 4)
Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Суша.
Страна, государство.
Территория с угодьями.
Верхний слой земной коры, почва.
У.– Что обозначает слово зима, Зима?
Д.- Зима – время года.
У.-Зима́ — город в России, Иркутской области. (слайд 5,)
Перед вами карта России. Город Зима́ расположен на левом берегу реки Оки.(слайд 6)
У.– Что обозначает каждое слово рыжик, Рыжик? ( слайд7)
Д.- Гриб, кличка животного.
У.– Почему так назвали кота?
Д- За его окраску шерсти. Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.
У.– Составьте предложение о грибах, про кота. ( В лесу растут рыжики. У нас дома кот Рыжик.)
.У.– Запишите предложение. Запись предложения в тетради. Комментированное объяснение. Какие слова написали с большой буквы? Почему?
2.Работа над словарным словом.
У.– Составьте слово из букв о р д о г. ( слайд9)
Д.- Город.
У.– Узнаем лексическое значение слова город. Го́род — крупный населённый пункт.(слайд10)
— Запишите слово.
– Поставьте ударение.
– Какую орфограмму можно проверить?
– Какую букву надо запомнить? Почему?
Д.- Она безударная.
У.– Как называются слова написание надо запомнить?
Д.- Это словарное слово.
У.– Запишите слово город. Подчеркните опасные места в слове, поставьте ударение.
У.– Подберите однокоренные слова.
Д.-Город, городище, городок, городской
У.– Назовите словосочетание со словом городской. (парк, транспорт, житель, дом, автобус)
Д.- Городской парк,городской транспорт, городской житель, городской дом, городской автобус.
У– Запишите однокоренные слова. Выделите корень слова
3. Работа над лексическим значением слова.
— А сейчас мы поговорим о нашей Родине. Как вы понимаете значение слова «родина»?
Д. – Это место, где ты родился. Место, где ты живешь. Место, где живут тои родители.
Если скажут слово «Родина».
Сразу в памяти встает
Старый клен, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная-
Золотая седина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
У.- Что для нас является малой родиной, как называется республика, в которой мы живем?
Д.- Поселок Васильево. Республика Татарстан.
У.– Назовите столицу Татарстана. (слайд 11)
Д.- Город Казань
У.-Сейчас мы совершим путешествие по Татарстану.
( просмотр видеоролика слайд 12)
V. Структурирование полученных знаний -10мин.
У.– Прочитайте слова.
Озеро, Стрелка, поэт, Байкал ,страна , Г.Тукай, столица, собака, Москва, Россия.(слайд 13)
– Какую работу вы можете предложить с этими словами?
Д.- Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трехсложные. Записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой. (слайд14)
У. – А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Д.- Имена существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
У.– Прочитайте имена собственные.
Д. – Стрелка, Байкал, Г.Тукай, Москва, Россия.
У.– Прочитайте имена нарицательные.
Д.- Озеро, поэт, страна, столица, собака.
У.– Какой вывод можно сделать?
Д.- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
VI. Физминутка — 2 мин.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
VII. Первичное закрепление нового способа действия – 10 мин.
1. Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
У.– Составьте словосочетания, соединяя по смыслу имена собственные и нарицательные. (Слайд15)
Д.- Собака Стрелка, Озеро Байкал, Поэт Тукай, Страна Россия столица Москва.
Байкал находится в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Байкал — самое глубокое озеро в мире. (слайд 16-19)
Бе́лка и Стре́лка — собаки – космонавты. 19 по 20 августа 1960 года впервые в космос полетели собаки. Почти на год раньше первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.
Габдула Тука́й – татарский поэт. Одна из улиц нашего поселка названа в его честь – улица Тукая.
У.– Назовите произведения Тукая?
Д. – Сказка «Шурале», «Водяная».
У.- Что вы знаете о России?
Д.- Наша Родина – Россия.
Москва находится в центре европейской части России. (Слайд20)
(исполнение песни «Россия») – 2 мин. ( слайд21)
– Запишем словосочетания под диктовку.
Озеро Байкал, собака Стрелка, поэт Тукай, страна Россия, столица Москва.
У.– Какие слова называются именами собственными?
Д.- Имена, отчества, фамилии людей. Клички животных. Географические названия.
У.– Как эти слова пишутся?
Д . — Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей — имена собственные пишутся с заглавной буквы.
2.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
У.– Запишите текст. (Москва – столица России. Город Москва стоит на Москве реке.) (слайд 22)
VIII. Рефлексия – 3 мин.
У.– Какое открытие мы сегодня сделали?
Д. — Узнали, что есть город с названием Зима. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей — имена собственные пишутся с заглавной буквы (слайд 23)
У.-Для чего нам понадобились эти правила?
Д.- Чтобы правильно выполнить задания.
У.-Что понравилось на уроке?
Д. – Интерсные задания. Прозвучала красивая песня.
У. – Спасибо за урок. ( слайд 24)