Цель урока:обобщение знаний учащихся о частях речи.
Задачи:Образовательная: обобщить знания об изученных частях речи, закрепить умение распознавать части речи, формирование орфографической зоркости.
Развивающая:развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.
Воспитательная:воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к языку.
Оборудование:карточки с текстовыми заданиями, лото «Радуга», электронный тест, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация MS PowerPoint.
Ход урока
Организация начала урока. Эмоциональный настрой
— Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
На уроке продолжаем красиво писать, думать и рассуждать.
Постановка учебной задачислайд 1,2
— Сегодня мы с вами совершим путешествие с маленькими каплями воды, которые помогут нам вспомнить, что мы знаем об изученных частях речи и вместе с тем повторить тему по познанию мира. А какую…, вы скажете мне в конце урока.
— Откройте тетради и запишите число.
Чистописание слайд 3
— Посмотрите на слайд, капельки-дождинки падают на землю:
— В каких буквах встречаются эти элементы?
— На что они похожи?
— Пропишите элементы сначала в «воздухе», а затем в тетради до конца строки.
Словарная работаслайд 4
— Наша маленькая капелька воды — дождинка жила на небе в белом, пушистом облачке и мечтала напоить землю. А как облака путешествуют по небу? Может, у них есть крылышки?
Вы узнаете это, если правильно отгадаете загадку:
Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной — дождинки,
Летом, если он подует —
С головы панамку сдует.Ветер
«Значение слова «ветер»:
— Какое значение у слова «ветер»?слайд 5
Работа с классом
— Произнесите это слово.слайд 6
— Сколько слогов в слове?
— Назовите 1-й , 2-й слоги.
— На какой слог падает ударение? .
— Где «опасное» место? Почему? Какой звук слышим?
— Пишется безударная гласная «е«.
— Почему это слово является словарным?
— Запишите это слово с орфограммой.
— Как называется ветер уменьшительно-ласкательно?
Слайд7 «ветерок».
— Как называется ветер большой силы?
слайд 8 «ветрище».
— Как называется отсутствие ветра?
слайд9 «безветрие».
— Как называются данные слова?слайд 10 «Части слова»:
— Выделите корень, суффикс, приставку в родственных словах.
Коллективная проверка классом индивидуальных заданий у доски (фонетический разбор).
слайд 11 «Синонимы»:
— Как называются слова «ветер», «вихрь», «ураган»?
— Что обозначают данные слова?
— На какой вопрос отвечают данные слова?
— Как называется эта часть речи?
Работа над предложением
Работа с классомслайд 12 «Работа над предложением»:
— Ветер пошалил со словами. Составьте из них предложение.
Один ученик с комментированием записывает получившееся предложение, а остальные пишут в тетрадях.
— Найдите в данном предложении существительные, прилагательные, глаголы.
— В одном таком дождевом облаке жили и другие дождинки. Они были похожи, но мечты у них были разные. А облако росло и темнело (слайд 14), и, наконец, пролилось дождем.
Оздоровительная минутка
— Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу после дождя. Вдохните полной грудью запах цветов, травы.
— Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет!
— Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
— Покажите свои добрые лица. Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни. Как хорошо ему на лугу среди друзей. Давайте сохраним эту красоту.
— Откройте глаза, что появляется после дождя?
— Вы узнаете это, если правильно составите словосочетания (прилагательное+существительное) (слайд 15«Работа над словосочетанием»).
Самостоятельная работа в парах (лото «Радуга»)
Каждая пара учеников получает комплект лото «Радуга» и подбирает к «цветовым» прилагательным подходящие по смыслу существительные.
— Проверим, что получилось.
— Сколько цветов получилось? В каком столбике существительные?
Вывод: число и род прилагательного зависит от числа и рода существительного, с которым оно связано.
-Что же появилось на небе после дождя? (слайд 16)
— Закончите предложение «В небе появилась …»
— Прочитайте получившееся предложение.
— Сколько слов в этом предложении?
Письмо с комментированием (один ученик комментирует).
— Я открою предложение, а вы проверите, как оно записано в ваших тетрадях.
— Выделите в нем грамматическую основу.
Ученики определяют подлежащее и сказуемое.
— Из чего состоит предложение? Как оформляется предложение на письме?
Физминутка
— Вторая дождинка оторвалась от края облака. Она попала к другим капелькам воды и очень удивилась тому, что увидела.
слайд 19 «Один или много»:
— Распределите слова в два столбика:
в 1-й –глаголы в ед.ч., во 2-й – глаголы мн.ч..
— Проверим, правильно ли распределены существительные? слайд 20
— Что помогло правильно распределить слова по столбикам?
Вывод: глаголы изменяются по числам.
— Куда же попала вторая капелька? (В реку)
— Как пишется название реки? Почему?
— Третья дождинка упала на ветви дерева. Она скатилась вниз, чтобы напоить дерево, высыхающее от жажды.слайд 23
Выборочное письмо (работа по рядам) слайд 24:
Из данного стихотворения надо выписать:
1 ряд – имена существительные
2 ряд – имена прилагательные
3 ряд – глаголы
Проверка : по одному ученику от каждого ряда зачитывают свои слова.
Итог урока
слайд 28 «Круговорот воды в природе»:
— Теплые лучи солнца коснулись капель, они превратились в пари полетели к своему облачку. Мы совершили путешествие , которое помогло нам вспомнить все, что мы знаем о таких частях речи, как существительное, прилагательное, глагол. Кто догадался, какую тему по познанию мира мы повторили, путешествуя вместе с капелькой воды?
Домашнее задание: написать эссе на тему-
1 ряд – «Я — существительное»
2 ряд – «Я — прилагательное»
3 ряд – «Я — глагол»
Рефлексия
— Что же мы с вами знаем о таких частях речи, как существительное, прилагательное и глагол?
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя —
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
(Ученик прикрепляет к «небу» «облачко»-существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Ученик прикрепляет к «небу» «облачко»-прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
(Ученик прикрепляет к «небу» «облачко»-глагол)
(дети несут «капельки»-признаки частей речи к соответствующему «облачку»)
— Как вы думаете, что значат эти капельки с вопросами?
— Мы уже немало узнали, но можем ли сказать, что всё знаем об этих частях речи?
— Конечно, мы ещё не все знаем. Нам ещё предстоит многое узнать, а для этого…
— Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда, каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным.
Спасибо вам за урок!