Конспект урока для 3 класса «Фразеологические обороты»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЙ

ОБЩЕОБРАЗЛВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 567





Фразеологические обороты.

(план-конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе)





Выполнила

Маспанова Екатерина Владиленовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 567





Санкт- Петербург

2014 г.


Фразеологические обороты


Тип урока: объяснение нового материала.

Актуальность и значимость этого занятия заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

На занятии используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;

  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;

  • совершенствовать навыки связной речи учащихся;

  • развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;

  • воспитывать интерес к изучению родного языка.


Ход занятия:


  1. Запись темы занятия.

Понятие об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах).

Свободные и несвободные сочетания слов.

— Сравните сочетания слов в левой и в правой колонках. (В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: гонять лодыря – бездельничать, клевать носом – засыпать (сидя)…

Устойчивые сочетания называются фразеологизмами.

Ещё великий М.В Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится»,- говорят в народе. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа. Например, выражения СПУСТЯ РУКАВА и ЗАСУЧИВ РУКАВА зародились в те далёкие времена, когда русские носили длинную одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О скором, умелом работнике и теперь говорят, что работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

-Составьте предложение, используя данный фразеологический оборот.

Выражение ПОПАЛ ВПРОСАК возникло тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом «просак». Зазеваешься, будешь невнимательным, попадёт в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Со значением фразеологизмов можно познакомиться в специальном словаре фразеологизмов – «Фразеологическом словаре».

Многие устойчивые обороты пришли к нам из мифов. Часть из них вам, конечно, знакома.

ЯБЛОКО РАЗДОРА. Это выражение заимствовано из греческого мифа, в котором описан такой случай.

На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвёртая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено именно ей и ни за что его не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите- богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погиб город Троя.

С тех пор мы называем повод для разногласий, спора яблоком раздора.

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА. Ахилл- любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой.

В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой.

— Составьте предложение с одним из этих фразеологизмов.

К фразеологическим выражениям многие учёные относят пословицы, поговорки, а также меткие выражения писателей, которые настолько часто стали употребляться в речи, что их называют «крылатыми»:

А воз и ныне там. (И.А.Крылов)

Слона-то я и не приметил. (И.А.Крылов)

Счастливые часов не наблюдают (А.С.Грибоедов)

Есть специальный словарь, который так и называется «Крылатые слова», его авторы Н.С.Ашукин и М.Г.Ашукина.

Упражнения с целью расширения знаний о фразеологизмах.

-Давайте познакомимся с некоторыми из фразеологизмов .

— Замените фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно?

— Подбери картинку, соответствующую каждому фразеологизму.

Жить как кошка с собакой, т.е. постоянно ссориться, жить недружно.

Медведь на ухо наступил – так говорят о человеке, лишённом музыкального слуха.

Делать из мухи слона, т.е. сильно преувеличивать.

Вертеться как белка в колесе – находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться.

Ехать зайцем – ехать в общественном транспорте, не оплатив за проезд.

Вероятно, выражение появилось благодаря некоторым особенностям поведения ушастого животного – зайца. Будучи олицетворением трусости, заяц представляет собой дрожащее по каждому поводу существо. Безбилетный пассажир также боится, что его проверит кондуктор или контролёр, дрожит от страха, как заяц.

Иногда возникновение фразы связывают с другими качествами зайца – прыткостью и проворностью. Только подобный зайцу шустряк сможет не попасться на глаза кондуктору и не оплатить билет в театр или кино.

— Закончи фразеологизм, используя слова для справок.

Подведение итогов занятия.

-Вспомните и запишите устойчивые сочетания, в которые входит одно из следующих слов : 1 — нос, 2 – голова, 3 –рука.

(Задирать нос, не вешать носа, водить за нос, зарубить на носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться носа показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.

Человек с головой, морочить голову, вскружить голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, свалить с больной головы на здоровую, постоять головой.

Отбиться от рук, всё валится из рук, на скорую руку, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам.)

-Оцените свою работу на занятии с помощью устойчивых сочетаний слов.

Итак, ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомились с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологическими оборотами). Употребляя в речи устойчивые сочетания, мы придаём своему рассказу эмоциональность. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной. В русском языке очень много крылатых слов и выражений, некоторые из которых вы употребляете, не задумываясь о их происхождении. Давайте же будем внимательнее к слову, научимся ценить и сохранять то, что было создано нашими предшественниками.

Домашнее задание:

— подготовить иллюстрации к фразеологизмам.



Свежие документы:  Тема урока: Безударные гласные в окончаниях глаголов, 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: