Повторение и обобщение по теме «Глагол» в 3 классе.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся о глаголе.
Задачи урока:
Образовательные :
-научить применять знания о глаголе как части речи, выявлять орфограммы в глаголах, отработать умение определять его синтаксическую роль;
Развивающие:
— развивать навыки использования глаголов в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно -выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование глаголов;
Воспитательные:
— поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками.
Формирование УУД:
— личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
— регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
— познавательные действия: уметь определять глаголы, изменять их по вопросу, согласовать с именами существительными, использовать их в речи и письме.
— коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая …кровь языка.
А.Югов.
I. Организационный момент.
— Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
— Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках?
(Ответы учащихся).
— Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему: «Глагол».
II. Разминка. Модель Rally Robin.
— Сейчас мы должны вспомнить все о глаголах. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель глагола: написать понятие, обозначение, характеристику, вопросы, примеры и противоположные примеры. (5 минут)
— Кто готов, покажите это.
— Сейчас вы вспомнили все, что касается к глаголу. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4 — е лишнее слово (слова на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 – е лишнее. У вас должны получиться 2 слова.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках глагола.
Назвать 4 – е лишнее:
1. танцевать, читал, веселая, шьет;
2. бегать, бег, шла, рисовал;
— Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? Хорошо, спасибо!
Вывод разминки. Mix Pair Share – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.
1 – й вопрос. Почему лишними оказались слова у веселая и бег? (Начинает тот, у кого нога больше.)
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!)
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2 – й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов. (Начинает тот, у кого волосы светлые.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3 – й вопрос. Для чего необходимо знать признаки глаголов? (Чтобы быстро и правильно найти глаголов из предложений и из текста.)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
— Подумаете 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)
Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
III. Основная часть.
1. Round Robin – Раунд Робин – по часовой стрелке.
Работа на листочках.
— На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 2.
Собака кукарекает.
Петух мычит.
Листья течёт.
Девочка дует.
Речка падает.
Корова лает.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)
Спасибо, ребята, молодцы!
2 . Углы. (На листочках.)
— Каждый из вас должен выбрать подходящее для вас глагол. Подумайте 3 секунды, запишите в тетрадях. Составьте предложения с этими глаголами. Запишите его.
1. Объясняет
2. Летит
3. Читает
4. Плачет
5.Спрашивала
6. Плавает
7. Написал
8.Играла
Кто выбрал себя глагол под номером 1 – пройдите в этот угол, 2 – в другой угол и т.д.
— Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.
— Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол? (по 15 секунд).
…! Поделись мнением своего партнера. (Ceer!)
( Из каждого угла по 1 человеку.)
— Что обозначают все глаголы, по которым вы определили, какой угол вам нужен?
(Действие ученика, действие маленького ребенка, действие транспорта, действие учителя т.е. его характеристика.) (Ceer!)
— Теперь в вашем же углу найдите другого партнера, с кем вы еще не общались и вместе составьте предложение с используемыми глаголами.
(Чередуясь, 1 минута). Спасибо.
Давайте поблагодарим своего партнера.
3. Работа над своим предложением. Round Robin.
(3 минуты).
— Сядьте на свои места. Ученик 3 пусть прочитает свое предложение. Вы должны будете читать предложение и найти глаголы. Работаем по структуре Round Robin.
(По очереди, начинает ученик 4)
— Кто выполнил задание, покажите это.
4. Творческое задание 1.
— Попробуйте рассказать о том, что вы делали в зимние каникулы или в воскресные дни, не используя не одного глагола.
— Обсудите в парах, получился ли у вас связной рассказ?
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
— А теперь кто хочет прочитать свой текст? (Ceer!)
— А теперь выполните это же задание, используя глаголы. Запишите два — три предложения из вашего рассказа на карточках.
(Раунд Робин, начинает ученик 1).
Ребята, к какому выводу мы пришли, выполнив эту работу. (Глаголы делают предложение более яркими, полным и красивым.)
5. Запись в тетрадях.
Перед вами текст ( на карточках), обратите внимание на слова для выбора ( на экране). Спишите текст вставляя глаголы.
— Ввести в текст глаголы, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок».
Каким членом предложения они являются? Подчеркните в каждом предложении подлежащие и сказуемое. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.
(Быстро________________ зима. Вот уж и сне…____________ под луч…ми со…нца. С длинных сосулек __________________ прозрач…ные капли. Они звонко _________________ о землю. Предчу…ствие весны___________________ радостью ч…ловеческие сер…ца.)
(Слова для выбора на экране: тает, наполняет, разбиваются, сбегают, пролетела).
IV. Итог урока. Парковка.
— Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.
— Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю ваши работы.