Именительный падеж
Цели: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Доброе солнечное утро за окном и все мы с хорошим настроением принимаемся за работу.
— Что такое склонение?
— Сколько падежей в русском языке?
— Какие вопросы имеют падежи?
(Один ученик склоняет существительное тетрадь у доски.)
Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите главные члены в предложениях, укажите падеж имён существительных.
Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.
Прочитайте предложения. Определите падеж имён существительных.
Наступила весна. Ребята пришли. Солнце светит.
Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые нераспространённые предложения.)
Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже.)
Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими.)
Сформулируйте тему урока.
Работа по учебнику Упр. 74, с.42.
Самостоятельная работа .
Проверка.
Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.
Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.
Назовите синонимы. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.)
Прочитайте ниже сведения о языке.
Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами.)
Работа по учебнику Упр. 75 ,с. 42.
Самостоятельное выполнение.
Проверка.
Прочитайте предложения. Назовите главные члены.
Назовите падеж выделенных имён существительных.
Упр. 76 ,с. 43.
Прочитайте стихотворение.
Определите падеж выделенных имён существительных. На какие вопросы они отвечают?
Что можно сказать о выделенных словах?
Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Самопроверка.)
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Труд кормит, а лень портит.
Найдите имена существительные и определите их падеж.
Что можно сказать об этих именах существительных?
Чему научились сегодня на уроке?
Домашнее задание
С. 44, №77