Конспект урока в 1 и 3 классе по русскому языку
Тема: 3 класс “Изменение имён прилагательных по родам и числам”
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение нового
Предмет – русский язык
Возраст детей – 9 лет, класс – 3
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Урок в 1 классе по теме: «слова- названия предметов, признаков предметов. Действий предметов.
Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.
Общеучебные умения: научить различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Метапредметные
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Личностные
проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Тип урока – изучение нового
Предмет – русский язык
Возраст детей – 7лет, класс – 1
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Садитесь.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
— А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
— Записываем число, классная работа
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
Звучит музыка
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
— о каком времени года идет речь?
— о весне.
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
— Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
|
Запишите по памяти словарные слова на букву –В.
При записи помните о том, что писать нужно красиво, без ошибок. первоклассники оценят сами свою работу, а 3 класс – взаимопроверка.
Вагон, вдруг, вокруг, восток, валенки, вместе, весело, вчера, ветер, воробей, ворона, воскресенье
Взаимопроверка (выставление оценок) — выяснение у кого сколько записано слов? Молодцы!!! |
3. Орфографическая минутка.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
На доске слова: ландыш, трава, солнце, ветерок, теплое, цветы, весенний.
Запишите эти слова и подчеркните орфограммы, и будет очень хорошо, если с одним из слов составите красивое предложение. -повернитесь друг к другу проверьте все ли правильно нашли орфограммы, помогите дуг другу если это необходимо. Выберите самое удачное предложение. Прочитайте. А теперь я проверю у Саши все ли правильно вы сделали. Хорошо!!!
Прошу .. |
4. Введение в тему урока.
Постановка проблемного вопроса
-Определите в словах род и число. — во всех ли словах смогли определить род и число? Определили только в именах существительных. — что мы знаем об имени существительном? (часть речи, отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет, изменяется по падежам и числам, может быть сред. рода, муж.р. жен.р.) А какой частью речи являются остальные слова? (прил) Сформулируйте тему нашего урока
5. «открытие нового знания — что мы уже знаем об имени прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь, делают ее более выразительной….более точной). |
Гимнастика для глаз стоя.
А) Связь имен существительных с прилагательными
см упраж.№506 с. 62.
— найти прилагательные, признаки каких предметов они обозначают?
!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным. -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители» Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. !!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Давайте это научное слово проговорим вместе…. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. Б) А в чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? -Давайте понаблюдаем. Вам пришло загадочное письмо, попробуйте в нем разобраться.
Наступила теплый весна. Светит теплая солнце. Подул теплое ветерок. Стоят теплый дни.
Что заметили? !!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
Что сделали? Согласовали существит. и прилаг. |
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
6. Первичное закрепление. 1)Упражнение 495 стр. 58. Списать, вставить пропущенные окончания, определить род и число имён прилагательных? Проверка. Какие окончания имеют прилагательные ж.р , м.р, ср.р.(ая-яя, -ой-ый-ий, -ое-ее) Прилагательные мн.числа?(ые, ие)
— так как же определить род и число у имени прилагательного? Тест
7. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. подведем итог: — я называю признак, 1класс – подбирает подходящее по смыслу слово – название предмета, а 3 класс определяет род и число.
у меня остались к вам вопросы. Понравился вам урок? Научились ли вы чему- то новому? Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному) Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование) Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
Весна подарила нам свои тёплые лучики, а я надеюсь у всех хорошее настроение, Домашняя работа
Допишите рассказ о весне. Озаглавьте его. Введите в него прилагательные разного рода и числа. Пришла весна. Проснулось яркое солнышко и бросило свои теплые лучи на холодную землю. (Костя – текст дан полностью, но без прилагательных) Спасибо за урок! |