Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Когда командует словарь.
Цели:1. Образовательные: познакомить учащихся с новым словарным словом «заповедник», повторить написание слов с непроверяемыми написаниями; закреплять умения работать со словарём; закреплять умения выполнять осознанные орфографические действия;
2. Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся; обогащать их словарный запас; развивать навыки сотрудничества; развивать мелкую моторику кистей рук, умение анализировать, обобщать; развивать эмоциональную сферу, воображение, память учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; способствовать воспитанию чувства прекрасного; воспитание усидчивости, аккуратности, прилежания, воспитание чувства взаимопомощи и умения работать дружно.
Оборудование: учебник « К тайнам нашего языка» и тетрадь – задачник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; тетради – словари, компьютер, экран, диапроектор, плакат с изображением дерева, листочки жёлтого и зелёного цвета, толковый словарь школьника, карточки, с заданиями, рисунок бабочки.
Тип урока: урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками окружающего мира, информатики, музыки, литературного чтения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
-Присядьте девочки, затем мальчики.
-Готовы ль вы начать урок?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы – хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
-Вспомним 3 условия, при которых мы всё сможем выполнить на уроке и у нас всё получится:
1. Быть внимательным.
2. Не отвлекаться на уроке.
3. Быть активным на уроке.
2. Сообщение темы урока.
-Освоить родной язык – дело трудное, но интересное. И сегодня наш урок является продолжением уроков, на которых мы узнавали, что скрывается за словом русского языка. Начнём урок с минутки чистописания.
3. Минутка чистописания.
Письмо строчной буквы з и слов с этой буквой
-Вспомним правила посадки при письме:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Запись на доске):
з з з
завод мороз заяц
-Что вы можете сказать об этих словах?
-О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие орфографические задачи будем решать?
(1 ученик у доски объясняет написание слов).
-Как по-другому мы называем такие слова?
-Прочитаем тему урока (Дети читают хором)
«Когда командует словарь»
4 Работа над новым словарным словом.
1. Знакомство с новым словарным словом.
-Разгадаем кроссворд.(Кроссворд на экране,по мере отгадывания появляются слова и картинки птиц. Звучит лёгкая фоновая музыка П. Мориа «Жаворонок»). Учитель читает загадки:
1. Громко песню он поёт,
В парках и садах живёт.
Быстрый, юркий, словно шарик.
Ну, конечно, это…( зяблик).
2.Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.( цапля).
4.Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает.( воробей)
5. А в лесу, заметьте, дети!
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа,
Очень уж суровы
Филины и …( совы)
6. Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…( соловей)
7.В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист,
«Здорово, дрозд- приятель!»
И ставит подпись…( дятел).
8.На осине в гуще кроны
Вьёт гнездо своё…( ворона).
9. Зимой на ветках – яблоки?!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…( снегири)
10.Как трещётка птица эта,
Одного с берёзой цвета.( сорока).
2Работа над словом « заповедник»
-Появляется слово « заповедник».
-Произнесём это слово по слогам.
-Сколько слогов в слове?
-Давайте попробуем объяснить значение этого слова.
-К какому словарю русского языка мы можем обратиться за помощью?
( 1 ученик находит слово в толковом словаре и зачитывает объяснение значения этого слова)
-Подберём однокоренные слова:
-Заповедник- заповедь- заповедный- заповедовать.
-Составим устно словосочетания со словом «заповедник».
3. Работа в словарях.
-Запишем это слово в словарь.
Заповедник
4.Работа в тетрадях.
-Составим предложение со словом «заповедник» и запишем его с комментированием, решая орфографические задачи.( 1 ученик работает у доски)
В заповеднике много растений и животных.
5. Рассказ учителя о заповеднике « Брянский лес»
(Рассказ сопровождается показом слайдов, музыкой, пением птиц).
-На территории Брянской области в пределах Трубчевского и Суземского районов в 1987 году был создан государственный природный заповедник « Брянский лес». С целью сохранения и восстановления природных комплексов Брянского лесного массива ( хвойных, широколиственных, мелколиственных лесов, болот, пойменных лугов). В заповеднике обитают лоси, косули, кабаны, медведи, рыси, большое разнообразие птиц. Представьте, что мы перенеслись в заповедник. Послушайте голоса птиц.
-Как нужно вести себя в лесу?
-Почему нужно охранять природу, создавать заповедники?
-А нужно ли беречь природу там, где нет заповедника?
В заповедник были завезены зубры. В настоящее время их расселение производится и в другие регионы. Более подробно о заповеднике « Брянский лес» мы будем говорить на уроках ОМ.
5 Физ. минутка .
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
1-росой она умылась,
2-изящно покружилась,
3-нагнулась и присела,
На 4-улетела.
6 Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
1 Картинный диктант.
(На экране появляются картинки, дети самостоятельно записывают в тетрадь слова. 1 ученик делает проверку)
Петух, машина, берёза, помидор, капуста, огурец, лопата, сорока.
2 Работа по учебнику со словарём.
Выписать из словаря слова на тему:
1-вариант: «Люди»
2-вариант: «Животные»
(От каждого варианта по 1 человеку работают у доски и делают проверку.
Класс работает самостоятельно)
3 Работа в парах.
Выписать из текста слова с непроверяемыми написаниями.
Текст записан на карточках.
Урок.
Звонок. Дежурный вымыл доску. В класс идёт учитель. Стало тихо. Ребята взяли тетради и ручки. Идёт урок русского языка.
4 Работа по карточкам.
Несколько учащихся по ходу выполнения заданий получают карточки, выполнение которых учитель проверяет отдельно.
Например,
СС ЛЛ
Комиссия Коллектив
………….. ………………….
……………. ………………..
……………… …………………
7 Физ. минутка
Для рук:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетради
Будут все слова писать.
8 Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
1 Работа в группах.( по 4 человека)
Собрать пословицу . Объяснить её значение. Найти в тексте пословицы слова с непроверяемыми написаниями.
Красна река берегами, а обед – пирогами.
Не бросай слов на ветер.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Растение – земли украшение.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Всякая работа мастера хвалит.
2. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.
Работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы.
9. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу.
-Что нового узнали на уроке?
-Что повторяли?
-Кто доволен своей работой?
-Кто потрудился хорошо?
-Давайте вырастим в нашем классе « Дерево настроений». У вас на столах лежат жёлтые и зелёные листочки. Если урок вам понравился, то и настроение во время урока было хорошее, то прикрепите зелёный листочек к ветвям дерева. Если считаете, что работали недостаточно, были не очень активны, то прикрепите к дереву листочки жёлтого цвета. Сначала это сделают девочки, а потом мальчики. Молодцы! Спасибо за урок!
10. Домашнее задание.
Выписать из словаря слова на букву, с которой начинается ваше имя ( до 10 слов).