Урок русского языка по проблемно — диалогическому обучению.
Учитель: Жила Ирина Васильевна
Класс: 3 класс
Тема: Местоимение — закрепление.
Цель: закрепить знания учащихся о местоимении,
Задачи:
формировать умение различать личные местоимения в тексте,
развивать умение наблюдать, сравнивать,
воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.
Планируемые достижения учащихся на уроке: научиться различать личные местоимения в тексте и определять на кого или на что они указывают.
Оборудование: плакат, карточки для индивидуальной работы, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1.». Т.А.Байкова «Тетрадь для самостоятельной работы №1″.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно- диалогический.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ход урока
Урок начинается при входе в класс. «Входной билет» — назвать личное местоимение.
1. Организационный момент.
— Ребята, начнём урок русского языка.
— Что вы от него ждёте?
— Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
— А все ли смогли пройти на урок? Значит, вы сумели получить входной билет. Молодцы!
— Проверим, как вы готовы к уроку.
— Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки А девиз у нас какой?
— Всё, что надо, под рукой.
2. Проверка домашнего задания.
— Самоконтроль.
1. Сравни свою работу с образцом.
2. Найди ошибки и исправь их.
3. Дай качественную оценку своей работе.
Ученики получают карточки.
Я — 1 лицо, ед.число.
Оно — 3 лицо, ед. число.
Ты — 2 лицо, ед. число.
-Что было трудным при выполнении домашнего задания?
3. Минутка чистописания.
— Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.
В лесу живёт,
Бурый цвет ему идёт. (медведь)
— Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный непарный по звонкости-глухости.
— (Д) Мы будем писать буквы Е и М. Буква Е находится в группе существительных — в лесу, цвет. Буква М находится в местоимении, она обозначает согласный звонкий непарный звук.
(Ее Мм Ем Ме медведь)
— Вспомните, как пишется слово медведь. (Мёдом ведает.)
— Где водится бурый медведь?
4. Актуализация знаний.
— Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)
— Как избежать повтора слов?
— Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?
-А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями?
5. Повторение изученного о местоимении.
— Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.
— Что такое местоимение?
— Назовите личные местоимения.
— Мы с вами знаем тему сегодняшнего урока. А какую же цель мы поставим перед собой?
(На доске запись: повторить (личные местоимения)
учиться (находить личные местоимения в тексте)
определять (слова, на которые указывают местоимения)
— Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу личных местоимений.
Единственное число Множественное число
1-е лицо я мы
2-е лицо ты вы
3-е лицо он, она, оно они
— Прочитайте вопросы.
— Сейчас, используя эту таблицу, мы вспомним правила написания писем.
— Какими местоимениями ты пользуешься, когда пишешь письма?
-(Д) Когда я писала письмо в клуб «Ключ и Заря», я использовала местоимения «вы» и «ты». К Анишит Йокоповне я обращалась «Вы», потому что она взрослый человек, а к Маше, Мише и Косте — «ты», потому что они мои ровесники.
— А на что указывает местоимение «оно»?
— (Д) Местоимение «оно» указывает на предмет среднего рода, о котором идёт речь. На небе появилось солнышко. Оно ярко светит.
— А о ком ты составила предложение?
— В каких случаях мы используем местоимение «они»?
— (Д) Местоимение «они» мы используем, когда говорим о нескольких предметах. На дереве висели яблоки. Они уже созрели.
6. Физминутка.
Я иду, и ты идёшь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поёшь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идём, и мы поём — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём — раз, два, три. (Шагаем на месте).
7. Тренировочные упражнения.
— Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки.
— На кого указывает местоимение «я»? («ты», «мы»)
— Поработаем с учебником. Упражнение 49. Прочитайте отрывок из текста.
«Ника был вовсе не маленький мальчик. Он даже в школу ходил. Но он не мог сам одеваться. Его одевали папа с мамой. А раздеваться Ника почему-то мог. Папа с мамой бывало ему говорят: «Ведь ты сам разделся. Теперь сам попробуй одеться». А он машет руками: «Я не могу, я не умею:» Папа с мамой его убеждают: «Мы не можем одевать тебя всю жизнь!» А он ногами стучит, согласиться не хочет: «Вы же мои родители!» Так они Нику и не уговорили самого одеваться. И зря: Вот что вышло:»
— Много ли в тексе личных местоимений? Понимаете, на кого указывает каждое из них? Прочитайте только те предложения, где местоимения указывают на родителей Ники.
— Сколько людей участвуют в разговоре? Назовите их. Найдите те местоимения, которые указывают на то, что людей несколько.
— Каким местоимением пользуется Ника, когда говорит сам о себе?
— Каким местоимением пользуются родители, когда говорят сами о себе?
— Каким местоимением пользуются родители, когда обращаются к Нике?
— А каким пользуется Ника, когда обращается к родителям?
— Каким местоимением пользуется автор, когда говорит о родителях Ники? А о самом Нике?
8. Самостоятельная работа.
Постарайтесь записать текст правильно. Найдите в тексте личные местоимения и выпишите их со словами, на которые они указывают.
1) Лопух интересно размножается. Его плоды крепко держатся за одежду человека. Они крепятся к ней с помощью колючек.
2) Лопух — лекарственное растение. С его помощью легко снимается боль. в нём очень много витаминов.
3) Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
(В карточках для слабых учащихся подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.)
9. Итог урока.
— Вставьте на месте пропусков нужное местоимение. (Запись на доске.)
___ карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На __ быка нарисовал,
А рядом с ___корову.
__ сделал розовым быка,
Оранжевой — дорогу.
Потом над ___ облака
Подрисовал немного.
— Какие слова вставили? Какой частью речи они являются? Назовите слова, на которые указывают местоимения. Какой частью речи они являются?
10. Домашнее задание.
1-ый уровень. Тетрадь для самостоятельной работы №1. № 32, с. 37.
2-ой уровень. Найти в учебнике «Литературное чтение» и выписать 5 предложений с местоимениями. Указать лицо и число. Подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.
3-ий уровень. Творческое задание. Написать фрагмент письма, используя местоимения.
11. Рефлексия.
— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, положите свой билет в зелёный конверт. Если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь — в жёлтый. Если пока ещё многие задания были для вас трудными — в красный.
Поделиться…