Ещё больше материалов на сайте: azbuka45.ucoz.ru
Урок русского языка с элементами краеведения проведённый в 3 «В» классе
Учитель:
Московченко Е. Н.
Г. Белгород
Средняя школа №45
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель: Создать условия для знакомства детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам;
содействовать, в умении выделять глаголы неопределённой формы в контексте, образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки 1,2, карточки со словами; карточки для работы в парах; учебник «Русский язык» (автор Т.Т. Рамзаева).
Ход работы
I. Организационный момент.
II. Тема урока
— Сегодня мы вновь отправимся в увлекательное путешествие на остров глаголов, но сначала чисто и аккуратно выполним упражнение по чистописанию
(по) смотрят (по) вторят (по) думают
— Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова третьей строчки? (правописание приставок по пишется вместе у глаголов нет приставок)
— Что общего у слов третий строки?
(глаголы с одинаковой приставкой, отвечают на вопрос: Что сделают? Глаголы совершенного вида, множественного числа, будущего времени).
2. Словарная работа.
— фотографирование слов, (запись глаголов образованных от словарных слов, определения вида глаголов) взаимопроверка.
Весело, герой, дежурный, жёлтый, работа, чёрный (или — работа, рисунок, рассказ, ужин, завтрак, обед).
3. Повторение о глаголе
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
— О какой части речи идёт речь?
— Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?
— Как изменяются глаголы? (по числам, временам и по лицам)
— Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)
IV. Объяснение нового материала.
а) — На дом было задано упражнение 564. Найдите и прочитайте глагол, у которого нельзя определить ни времени, ни числа (гонять)
— Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся с вами на Остров глаголов, побываем в гостях у Инфинитива, разгадаем некоторые его загадки.
Глагол покажет совершенного вида, поэтому совершенно точно покажет нам дорогу к Острову глаголов, где живёт Инфинитив. (Рисунок 1.)
— Итак, перед вами Остров глаголов! Здесь все обожают действовать. Ну, просто всё время что-нибудь делают! Очень решительные особы! А вот и жилища Инфинитива. Странное. Правда, ребята? Дом-не дом, пещера-не пещера, изба-не изба. На двери табличка. Прочитаем хором.
— Ин-фи-ни-тив.
-Посмотрите: рядом белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест чёрной краской. Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому чтобы войти в пещеру, надо снять часы (Все снимают часы) (на обороте доски рис. 2)
-Вот мы и в пещере. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги. Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется неопределённой формой глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом. Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив.
— Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопрос: что делать? что сделать? Как называются эти глаголы? (Инфинитивом: гл. начальной формы; гл. неопределённой формы).
На доске
Учить, выучить, крикнуть, кричать, бежать, в..зти, засв..ркать, расцв..сти.
— Какая это часть речи?
— Что это за глаголы?
Работа по вариантам: 1 в.- записать глаголы совершенного вида
2 в.- глаголы несовершенного вида. (Проверка задания):
— Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? (Совершенного вида — обозначают действия, которые уже совершили или обязательно совершат в будущем. Отвечают на вопросы: что сделал? что сделаю? что сделать? Несовершенного вида — обозначают действия, которые не закончены. Они отвечают на вопросы: что делал? что делаю? что буду делать? и др.)
— При помощи, какой части слова можно из глаголов несовершенного вида получить глагол совершенного вида? Докажите это на примере слов, которые вы записали.
— Ребята, как вы думаете, почему по стенам пещеры разбросаны карточки, на которых написано — ти, ть?
— Это окончания глаголов неопределённой формы Инфинитив дарит эти окончания всем глаголам начальной формы. Выделите окончания в словах, которые записали.
— В конце некоторых глаголов начальной формы стоит — чь. Хором прочитайте слова, которые отражаются в зеркале пещеры Инфинитива — чь — это не окончание, а часть корня, которая появляется в результате чередования гласных. Окончание в этих словах нулевое. Допишите свои слова двумя глаголами неопределенной формы, которые оканчиваются на — чь. Первый вариант — записывает глаголы совершенного вида, второй -несовершенного. Выделите нулевое окончание.
— Что у глагола неопределённой формы нельзя определить? (Время)
— Почему же у Инфинитива вместо лица маска?
— О чём это говорит? (Он не имеет лица)
— А сейчас, может быть, вы сможете объяснить, почему глаголы начальной формы называются глаголами неопределённой формы?
— Инфинитив хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую всё время носит с собой. (Запись на листочке)
У меня не только нет лица, но и нет числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но и даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много. Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? (Не изменяется по числам)
б) Работа в парах (по карточкам)
Приставки: по -, вс -, при — / за -, под -, на –
Корни: — порх -, — черн -, — смотр — / — бел -, — сып -, — морг –
Суффиксы: — е -, — ну -, — ив — / — ну -, — а -, — е –
Окончания: — ть, — ть, — ть, / — ть, — ть, — ть,
Приставки: про -, за -, у –
Корни: — чит -, — рис -, — ех –
Суффиксы: — а -, — а -, — ова –
Окончания: — ть, — ть, — ть
(почернеть, вспорхнуть, присмотреть / забелеть, подморгнуть, прочитать, зарисовать,
уехать)
— Какие это глаголы?
V. Физ. пауза.
Встали из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение Т. Рик «Сладкая мечт;
Если встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть
перёд.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать.
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать,
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться!
И на месте умереть!
VI. Закрепление нового материала.
1. Представили, что мы учёные. А учёные, всегда научными методами доказывают
истину. Вот мы сейчас попробуем это сделать?
У детей карточки у каждого и у доски.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | |
Дарить Подарить что делать? что делаю? что делал? что буду делать? что сделать? что сделал? что сделаю? | дарю ____ | дарил подарил | буду дарить подарю |
— Сегодня у нас в гостях глаголы дарить и подарить?
— Что это за глаголы?
— Определите вид глаголов. Чем эти глаголы различаются на письме?
— Образуйте от глаголов глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
— Сделайте вывод. (Один человек у доски)
— А вот глагол сделать (карточка с глаголом)
— Что это за глагол?
— Определите вид глагола.
— Глагол этот пришёл к вам в надежде, что вы ему поможете в его беде. Вот с какой просьбой он к вам обращается.
(запись на обратной стороне)
И не утешайте меня, пожалуйста, что я имею такой совершенный вид! Я несколько раз пыталась в настоящее время, но всё время попадал в будущее, то в прошедшее. Я хочу в настоящее! Хочу! Хочу!
— Почему этот глагол не может попасть в настоящее время?
— Подумайте, что можно сделать, с глаголом сделать, чтобы ему помочь.
Группа. Б — записывает эти 2 глагола, и образовывают от них глаголы настоящего,
будущего и прошедшего времени.
Группа. А — записывает свои 2 глагола 2-х видов и от них образовывает глаголы 3-х
времён (однокоренные) (учить — выучить, работать — зарабатывать)
2. Работа с учебником с.212 упр. 566
— Какая главная мысль текста? О чём сообщает автор, чтобы показать, что ива -неприхотливое дерево?
— А ива растёт в Белгородской области?
— А какие деревья ещё произрастают в нашей области?
— Вы готовили доклады о растениях Белгородской области? (Выставка докладов)
В Белгородской области создан государственный заповедник «Белогорье», в который вошли: Лес на Ворскле и Острасьевы яры площадью 1128 га, 3 отдельных участках (Ямская степь, Лысые горы и Стенки — Изгорые) общей площадью 1005 га.
— Что такое заповедники?
— А какую пользу приносят деревья?
(Ответы детей)
— Там где много деревьев и кустарников, всегда свежий и чистый воздух. Например, тополь не только интенсивно очищает воздух, но и выделяет вещество, которое губительно действуют на вредные микроорганизмы.
— Как надо относиться к природе?
— Задание по выбору: упр. 566 или упр 567 (проверка).
VII. Итог урока.
И в завершении урока Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением , которое сам сочинил. В этом стихотворении много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать.
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
— Так как же называются глаголы, с которыми мы сегодня познакомились?
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
— Какие это 2 вопроса?
Вид у меня бывает разный…
— Какой «разный»?
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни раза,
Его, по-видимому, нет
Всегда по горло делом занят,
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!
— Кто внимательно слушал, сможет за две минуты ответить на 3 вопроса:
— почему начальная форма глагола, которую ещё называют инфинитивом, не хотела знать, который час? Почему инфинитив носит маску?
— Почему у него есть ещё одно название — неопределённая форма?
— Так чему мы учились на этом уроке?
— Сейчас я хочу узнать мнения об этом уроке. Начните свои предложения со слов:
Мне понравилось на уроке…
__________________________
__________________________
VIII. Д/3. группа А- стр. 213 упр 568
группа Б — стр. 212 упр 565