Внеурочная деятельность «Детская риторика» 3 класс
Тема: Неподготовленная речь.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Научить различным приемам подготовки речи различать неподготовленную речь.
2. Научить анализировать живую устную речь, определять её особенности.
3. Расширить словарный запас, как активный, так и пассивный.
Планируемые результаты: отличать подготовленную и неподготовленную речь; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления,
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, презентация, маски для инсценировки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация.
(Приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).
Учитель:
— Дорогие ребята, мы снова отправляемся с вами в увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу – дворцу Красноречия. И, как всегда, на ступеньках дворца нас встречает наш старый друг – Риторик.
— Но, прежде чем попасть в новый зал нашего дворца, давайте расскажем, что за наука риторика, чему она учит.
Предполагаемый вариант ответа:
— Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать.
Учитель:
— Но мы не сможем научиться правильно и красиво говорить, если наш речевой аппарат не будет готов к работе (артикуляционная гимнастика). (Слайд).
II. Актуализация знаний. Повторение пословиц и поговорок. Дети вспоминают скороговорки. (Слайд)
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры-у мальчиков шары.
Ро-ро- ро- у нас новое ведро.
Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
-3. Постановка целей урока. -Ребята, нужна ли подготовка к устному выступлению?
— Представьте себе, что вы собираетесь в поход, и хотите пройти по незнакомым местам, благополучно добраться до намеченного конечного пункта путешествия. Чтобы не заблудиться, маршрут должен быть нанесен на карту. А вот тот, кто надеется “на авось”, обычно приходит неизвестно куда.
Так и с устными выступлениями: если ты хорошо продумаешь заранее что, о чем будешь говорить, подготовишься – можно надеяться на успех. Приемов подготовки очень много. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
II. Работа над новым материалом.
Учитель:
1. Первый и самый главный прием: О п р е д е л и т ь т е м у и о с н о в н ую м ы с л ь.
Т.е. подумай: о чем ты будешь говорить,
что главное ты хочешь донести до адресата,
зачем, для чего ты будешь говорить.
— Давайте воспользуемся первым приемом.- Определить основную мысль будущего описания.
2. Второй прием подготовки речи – П о д г о т о в ь р и с у н к и
Учитель:
— Посмотрите на доску:
— Иллюстрации из какого произведения вы видите?
Ответ детей
— Кто сможет пересказать этот отрывок?
— Что помогло вам вспомнить отрывки?
— Назовите сами второй прием подготовки речи.
Физкультминутка
3. Третий прием подготовки речи: К л ю ч е в ы е с л о в а
Учитель:
— Прочтите слова.
— Восстановите содержание сказки.
— Что помогло?
Ответ детей:
— Ключевые слова.
Учитель:
— Какие слова называются ключевыми?
Ответ детей.
Учитель:
— Назовите третий прием подготовки речи.
Ответ детей:
— Ключевые слова.
Учитель:
— Попробуйте записать ключевые слова к хорошо известной сказке “Лиса и журавль”
— С какими приемами устной речи вы сегодня познакомились?
Ответы детей.
IV. Закрепление.
Учитель:
— Проверим, как вы научились пользоваться новыми приемами подготовки речи.
Работа в группе. Задание: составить рассказ по картинкам. . Инсценирование сказки «Заюшкина избушка».
V. Итог урока
Выслушать ответы детей, оценить, подвести итог урока.