МБОУ СОШ № 15
Урок русского языка
в 3 классе
по теме Обобщение проверки правописания гласных
и согласных в корне слова
Учитель
Ночёвкина Людмила Николаевна
Ростов-на-Дону
2015 г.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Учитель Ночёвкина Л.Н.
Тема Обобщение проверки правописания гласных и согласных в
корне слова.
Цели урока: Обобщение значений о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.
Развитие речи.
Воспитание любви к русскому народному творчеству.
Развитие логического мышления.
Развитие памяти.
Развитие внимания.
Оборудование: таблица с безударными гласными.
Таблица с непроизносимыми согласными.
Картинка с изображением «Избушка на курьих ножках».
Картина осени.
Картина зимы.
Таблица слов к теме «Зима».
Ход урока.
Организационный момент.
Разминка для пальцев рук. Подготовка к письму.
Сообщение учителем темы урока.
— Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что нужно проверять в корне слова.
Направо пойдём – к безударным гласным приём.
Прямо пойдём — к парным согласным попадём.
Налево пойдём – к непроизносимым согласным придём.
Чистописание
Дуб зелёный под холмом,
А под дубом стоит дом
В доме буквы живут,
Нас к себе они зовут.
— Найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах:
зЕлёный Е
хОлмом О стОит зОвут
жИвут И
— Все ли безударные гласные вы назвали?
— Какие ещё безударные гласные вы знаете? (а, я)
— Назовите все безударные гласные.
Разминка для пальцев.
Вращение кистей.
Сжимание и разжимание пальцев в кулак.
Погладим котёнка.
Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть).
5. Развитие речи
Составь предложение по картинке поздней осени.
Запись в тетрадь и работа над предложениеми.
Нар. Пред. Сущ. Гл. Сущ. Сущ.
Долго на листьях лежит ночи мороз.
Лёг — лЕжит мороЗЫ — мороз.
В лесу родилась ёлочка. Зелёная иголочка.
лЕс — в лЕсу, рОд – рОдилась, зЕлень – зЕлёная
Работа по развитию логического мышления:
Найди лишнее слово. Почему?
Сугроб мороз снег ЛЕСНОЙ шубка шапка холод
6. Повторение правописания парной согласной.
— Назови парные согласные.
— Прочитай звонкие согласные.
— Прочитай глухие согласные.
— Вспомни правило правописания парной согласной.
– Из какой сказки?
«Посадил дед репку».
деДУшка — деД реПА — репка
– Чему учит эта сказка?
– Сказка – ложь, да в ней намёк
Добрым моладцам – урок.
Объясни смысл скаЗОчка – сказка
— Отгадай загадку.
С глухим согласным наливаюсь в поле.
Со звонким – сам звеню я на просторе.
колоСОк — КолоС
голоСОк – ГолоС
Развитие внимания.
Игра: «Кто сказал «Ау»?
Развитие внимания.
Игра: Если в слове парный согласный – руки вверх,
Если безударный гласный – руки вперёд.
хОлмы рОбкий звЕздочёт арбуЗ карапуЗ чАсы
7. Повторение правописания непроизносимой согласной.
Найди ошибку: ужасТно интересТно
Всё то, что неизвестно.
ужаСы — ужаСно
интереСы — интереС
извесТие — извесТно
Назови непроизносимые согласные.
Как надо проверить правописание непроизносимой согласной?
Отгадай загадку.
Ну-ка кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
(соЛНышко — соЛнце)
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(СерДЕчный — серДце)
Развитие внимания.
Игра. Послушаем тишину. Что услышим?
8. Развитие памяти.
Составь предложение по кертинке зимы.
Письмо по памяти (упр. 303 стр. 113)
— Сколько предложений.
— Дай характеристику предложений.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
9. Итог урока.
— В какой части слова находятся те орфограммы, к которым мы ходили сегодня в гости? (В корне).
— С какими орфограммами мы работали?
— Как надо проверить правописание безударной гласной?
— Как проверяем парную и непроизносимую согласную?
Выставление оценок.
Вот уроку — конец.
Кто работал – молодец.
Оценки.
10. Задание на дом.