Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:
Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.
Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: учебник, тетрадь у учащихся; оформленная доска: предметные картинки птиц с безударными гласными -е, -и; корзина цветов, изображения гостей – «Словосочетание» и «Предложение», карточки со словами «склонение», «падежи», карточки с названиями падежей, картина «Одинокий дуб», карточки для индивидуальной работы учащихся, буквенные веера.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой на урок.
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
–На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:
Игра – приветствие. «Здравствуйте!» ( учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: — желаю (большими пальцами)
— успеха (указательными пальцами)
— большого ( средними пальцами)
— во всем (безымяными пальцами)
— и везде (мизинцами)
— здравствуйте! (всей ладонью)
— Удачи тебе на уроке! (переплетаются пальцы рук)
Готовы! Тогда начинаем наш урок.
2. Словарная работа
Наступил месяц март – первый месяц весны. А вестниками весны являются птицы. Вот и к нам на урок прилетели две птички. Но посмотрите, они что-то принесли в своих клювиках. Да это же безударные гласные Е и И!
Поспешили, поспешили,
Чуть заданье не забыли.
Ну-ка, думайте быстрее,
Вставьте нас в слова скорее! ( слайд 1)
Словарь: Б…рёзка, д…ревня, пр…рода, т…традь, сев..р, р…бята, п…тух, м…дведь, п…нал, уч..ник, м…тро.
Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь.
– Проверим выполненную работу.
– Какие орфограммы встретились в словах?
3. Постановка темы урока
– Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Изменение имен существительных по вопросам.)
– Сегодня мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с новым понятием.
4. Актуализация знаний
– Давайте, ребята, вспомним все, что мы знаем об имени существительном.
– Итак, что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы кто? или что?, обозначает предмет, явления, чувства, действия, признаки.)
– Что еще можно сказать об именах существительных? (Бывают одушевленные и неодушевленные; изменяются по числам, бывают мужского, женского и среднего рода.)
– На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные изменяются по вопросам.
– Прочитайте текст, который лежит у вас на парте, и выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает. Один ученик работает у доски.
1. Зимой река замерзла.
2. Берега реки замело снегом.
3. В летнее время по реке ходили суда.
4. Не каждый видел такую полноводную реку.
5. Жители города гордятся рекой.
6. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.
Запись на доске и в тетрадях:
что? река
чего? реки
чему? реке
что? реку
чем? рекой
о чем? о реке
– Проверка.
– Посмотрите на доску. Со всем согласны?
– Что можете сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова.)
– Выделите окончания. Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы.)
5. Физминутка для глаз.
6. Работа по теме урока
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли имена существительные по вопросам.)
– А кто знает, как одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Ответы детей.)
– Изменение имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
На доску прикрепляется карточки со словами «склонение», «падежи».
– Сколько вопросов в столбике? (Шесть.)
7. Беседа – сказка. (слайд
У гнома Слова шесть друзей —
Шесть верных эльфов – падежей.
Пока он спал в лесной тиши,
Пришли к нам в гости падежи,
Чтоб о предлогах рассказать,
И смысл слова передать,
Чтоб правильно сказать о том,
О чем подумал старый гном!
– В русском языке шесть падежей. Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.
Откуда пошли названия падежей
Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.
Родился – и стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательный.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительный.
Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложный.
(По ходу чтения сказки на доску вывешиваются карточки с названиями падежей и вопросами.)
8. Работа по учебнику.
С. 90, правило
– Давайте еще раз прочитаем названия падежей и вопросы.
– Итак, в современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. В китайском – 0, в английском – 3, а в одном из языков Дагестана – табасаранском – 52.
9.Продолжение работы по теме урока
Работа по таблице падежей с.90, упр. 95
– Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
– Встречается ли одинаковый падежный вопрос у одушевленных существительных? (Да, в родительном и винительном падежах.)
– А у неодушевленных существительных? (Да, в именительном и винительном падежах.)
– Очень многие люди для того, чтобы не ошибаться при склонении существительных, применяют слова-помощники. Эти слова-помощники «дружат» с падежами. Эти слова написаны на карточках с названиями падежей.
Чтение слов-помощников.
– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Прилетел в резной дворец
Серый в крапинку певец.
– Скворец.
– Итак, давайте просклоняем существительное скворец. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.
Один ученик работает у доски.
И. п. (есть) кто? скворец
Р. п. (нет) кого? скворца
Д. п. (дал) кому? скворцу
В. п. (вижу) кого? скворца
Т. п. (горжусь) кем скворцом
П. п. (думаю) о ком? о скворце
– Форма какого падежа является начальной?
— Прочитайте правило на с. 91.
– Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма существительного.
– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
10. Физкультминутка
11. Закрепление.
Игра «Эстафета» (Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.
Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.
2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.
3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора, сидеть за столом.
Творческая работа
Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране:
(Приложение 1. Слайд 17)
и костер небольшого сидели у собака охотник
столица Родины Москва нашей
– Составьте предложения. (Охотник и собака сидели у небольшого костра. Москва – столица нашей Родины). (Приложение 1. Слайды 18-19)
– Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.
– Найдите главные члены в предложениях. (Охотник и собака сидели. Москва – столица).
– Определите синтаксическую роль в предложении. (Имя существительное может быть в роли подлежащего и в роли сказуемого).
– Запишите слова, выделите приставку, корень, суффикс, окончание.
Приставка в слове «подъехал»;
Корень в слове «снежный»;
Суффикс в слове «дворник»;
Окончание в слове «лучи».
– Какое слово получилось? (Подснежники)
Приставка в слове «поле»;
Корень в слове «веснушки»;
Суффикс в слове «зима»;
Окончание в слове «река».
– Какое слово получилось? (Весна)
Подснежники – первые весенние цветы. Сколько радости они нам приносят. Но не надо их рвать, они быстро завянут. Пусть останутся эти цветы в природе и радуют еще больше людей.
Вывод
– Сколько падежей в русском языке?
– Что мы называем склонением?
– К какому падежу относится существительное в начальной форме?
– Назовите вопросы косвенных падежей.
9. Домашнее задание
Страница 9, упражнение 88.
10. Итог урока
В рощах птичье пение,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне…
Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною.
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне.
Тест.
1.Просклонять имя существительное — это значит:
а) Изменить слово по падежам.
б) Изменить слово по числам.
в) выделить корень.
2.Сколько основных падежей в русском языке?
а) пять.
б) три
в) шесть.
3. Отметь падежные вопросы.
а) Откуда?
б) Кому?
в) Где?
4.Можно ли определить падежи, не ставя вопроса?
а) Да
б) Нет.
5. Каким членом предложения чаще всего бывают существительные в именительном падеже?
а) Сказуемым
б) Подлежащим
Ек ет ев ез ай ач
Текут ручьи. Летят шумные стайки скворцов. Грачи вьют гнёзда на деревьях.
1.В первом предложении выделить орфограммы.
2.Во втором предложении найти слова с безударными гласными, подобрать проверочные слова.
3.В третьем предложении подчеркнуть грамматическую основу.
4.К слову текут подобрать синонимы, а к слову шумные – антоним.
Пл лн гр рв ст тр
Тёплые лучи солнышка греют землю. Тают сугробы. Бежит первый быстрый ручей.
1.В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
2.Во втором предложении поставить ударение над словами.
3.К слову бежит, быстрый подобрать синонимы.
4.Выполнить фонетический разбор слова тают.