Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Автор УМК (программа учебного курса): Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык» М., 2012.
Тема урока: «Основа слова и окончание».
Тип урока: урок развития умений
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Организационный
2.Актуализация знаний. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Чтоб не хмуриться с утра Нам поможет доброта. Встаньте, дети, подтянитесь И друг другу улыбнитесь! — Здравствуйте ребята. Сегодня у нас много гостей, все они пришли посмотреть наш урок. Я одна не справлюсь, мне будет нужна ваша помощь. Вы мне поможете? — Спасибо, и начинаем урок с
Минутки чистописания ( на доске ) в о с ё — раздели на группы — запиши слоги
Словарная работа — составь из букв слово — Что такое овес?
Записываем в тетрадь это слово (овёс) -Запишите это слово с предлогами из,с — Изменилось ли значение слова? — Что изменилось? — Это однокоренные слова? -Выделите основу слова. Одинаковы ли они?
| Готовятся к работе. Находят «лишнее» слово. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
— Да, поможем!
Работа в тетради. Запись числа и классной работы
— гласные и согласные — во, вё, со, сё, ов, ёв, ос, ёс, о, ё
— ОВЁС — Это травянистое растение, используется для выработки крупы(она очень питательная), кондитерских изделий и даже кофе, расплющенные зёрна овса – основной компонент мюсли; используют для корма животных, чаще для лошадей; в народной медицине (как успокаивающее сердце) ( Из толкового словаря)
В тетради появляется запись: Овёс, из овса, с овсом. — Нет — Окончание — Нет, это форма слова. -Да | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать. |
| Подготовленные обучающиеся разыгрывают диалог «Овсянка»
— А у меня дома овсянка! –Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать! — Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу? Запись этого слова в тетрадь и выделение основы слова. | Слушают диалог и отвечают на вопрос:
— О чём говорится в диалоге?
— слово одно, а говорят о разном. Овсянка – это и каша и название птицы.
— Это слова омонимы
Работа в тетради
| Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные- самоопредление, оценивание. |
3.Самоопределение к деятельности. Выход на тему, цель, учебные задачи. | -Прочитайте пословицу и объясните ( на слайде)
Знание собирается по капле
— По какой теме мы собирали знания по капле? Слайд с кластером
— Сколько нам понадобилось зернышек, чтобы сварить кашу. Все на свете из чего-то состоит: облака из мельчайших капелек, лес – из … Речь состоит из …, а предложения из … Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Предположите тему урока И тогда наша цель сегодня… | — Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.
— Мы собирали все части слова
— деревьев — предложений — слов
— Основа слова и окончание — учиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: — постановка и решение проблемы; Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4. Открытие новых знаний | Работа с текстом — Прочитайте Овсянка — это желтоголовая и желтогрудая птичка, немного крупнее воробья. У овсянки оперение мягкое и густое. Первая песня овсянки радует нас в феврале. Все птицы имеют относительно длинный хвост. .По этим признакам нетрудно узнать птицу из рода овсянковых. Овсяночка является представительницей довольно многочисленного семейства. К нему относится около 200 видов. В России встречается 34 вида. —К какому типу текстов мы его отнесем? -Почему? -Назовите основную мысль текста. -Озаглавьте -Что узнали о птице интересного?
-Какое задание можно выполнить исходя из темы и цели урока?
— Прочитайте слова, где выражены формы одного и того же слова. Что в них изменилось?
— Прочитайте однокоренные слова. Назовите основы однокоренных слов.
— Сделайте вывод, какие основы у однокоренных слов, а какие у форм слова.
Работа над определением Учебник стр. 150 — Сколько абзацев? (три) О чем это говорит? — Читаем 1 абзац. Это новая для вас информация. -Читаем 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу? Приведите свои примеры.
-Прочитайте 3-й абзац. Объясните значения наших слов. -На что похож значок основы?
Значение слова Основа по словарю Ушакова: ОСНОВА
Например: У этого дивана дубовая основа. Стальная основа зонтика.
|
— Описание — Отвечает на вопрос какая?
— Овсянка. (Овсяночка) Дети рассказывают интересное, пересказывают моменты.
— Выписать однокоренные слова, выделить основы или — Выписать формы одного и того же слова и выделить основы
В тетради запись: овсянка овсянки овсяночка у овсянки овсянковых
— овсянка, овсянки, у овсянки, изменилось окончание, форма слова
— овсянка, овсяночка, овсянковых. Основы разные
— однокоренные слова имеют разные основы, а формы слова одинаковую основу слова.
— Есть три мысли, три микротемы
— Нет
— на полку, на пол, на опору
— на полочку, на пол… | Регулятивные: — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. — знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
5. Первичное закрепление нового материала | А)-Давайте посмотрим и послушаем эту птицу. Просмотр видеоролика -Запишите предложение, в котором говорится о пении.
-Разбор предложения.
Физминутка «Птицы» /загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка,
Работа в учебнике Упр. 189 1 группа слов.
|
Первая песня овсянки радует нас в феврале
— По цели высказывания повествов., невоскл.,простое )
| Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; — оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Помогите восстановить словосочетания (на карточках с проверкой у доски)
овсян…. каша овсян… печенье овсян…. стебелёк овсян… зёрна
| Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. | Коммуникативные: распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — умение выделить нравственный аспект поведения; — готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
7.Подведение итогов | Работа в парах Возьмите бланк, впишите недостающие слова. Основа – это …………………………………. Окончание – это …………. часть слова Слова для справок: изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, заключено значение данного слова. — Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание?
| Вывод по уроку: в основе слова заключено значение данного слова, а окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. | Регулятивные: — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: — оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
8.Заключительный этап и рефлексия.
| Покормите птиц. Рассади птиц на кормушку. (Работаем на интерактивной доске и рассаживаем разные виды птиц на кормушку.)
Подарком каждому будет пакетик с кормом, чтобы вышли и покормили птиц
| Составляют внутреннюю речь. Оценивают свою работу. | Регулятивные: — оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; — осуществлять итоговый контроль Личностные: — оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. — проявлять активность в деятельности. |
9. Этап разъяснения домашнего задания | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём. Стр. 150 правило, упр.188
Спасибо за урок! | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Коммуникативные: — постановка вопросов; — умение слушать и вступать в диалог. |