Урок русского языка в 3-б классе
Тема урока: Основа слова.
Целевые установки:
сформировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
научить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;
сформировать умение различать слова, имеющие одинаково пишущиеся(звучащие) корни слов, но не являющиеся однокоренными (рис – рисунок);
формировать умение строить монологическое высказывание как вывод.
Метапредметные УУД:
регулятивные УУД:
ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов ( приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание4
умение оценивать выполнение действий по заданным внешним внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения;
выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме(задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…»);
познавательные УУД:
использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, условные обозначения;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Его строении, свойствах и связях;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
работать со взрослыми;
активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (Задания «подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…»).
Личностные УУД:
приобщить третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;
создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;
формировать чувство гордости за свою родину, за русский язык.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся научатся:
находить общее и различное в основах однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова, одинаково звучащие (пишущиеся), но не однокоренные.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.
Чистописание.
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.
Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
( Буквосочетания :ос, ва, но)
Посмотрите на буквосочетания.
Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?
Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).
Объявление темы и цели урока.
Посмотрите кие же слова получатся? (Основа слова)
Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)
Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)
Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)
О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)
Повторение изученного материала.
Игра «Крестики – нолики».
Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
Корень – это главная часть предложения. (-)
Окончание – изменяемая часть слова.(+)
Основа – это часть речи.(-)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
Основа – часть слова без окончания. (+)
Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
|
| |
+ |
| + |
| + | + |
У кого нет ошибок?
Работа с основами однокоренных слов и формы слов.
Словарная работа.
Прочитайте слова: основы, основной, основе, основать, основу, основу, основа, основание, основой.
Попробуйте разделить эти слова на две группы.
основа основа
основной основы
основание основе
основать основу
основой
Как делили на группы?
Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными?
Объясните значения слов первой группы. (Если затрудняются – помогу)
Основа – 1)опорная часть предметов, остов; 2)источник, главное ;3)исходные, главные положения чего-нибудь; 4)продольные нити ткани, переплетающиеся с уткой; 5)вся часть слова без окончания.
Основной – наиболее важный, главный.
Основание – 1)опорная часть предмета, сооружения; 2)в математике: сторона геометрической фигуры или грань геометрического тела; 3)главное, на чём строится что-то; 4)причина, повод.
Основать — положить начало чему – нибудь, учредить.
Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.
Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)
Чем отличаются?
Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.
Вторую?
Выделите окончания в словах.
В словах какой группы это легче сделать? Почему?
Сможете выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.
Что можете сказать об основах однокоренных слов?
Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?
Продолжите высказывания:
В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).
В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).
Вывод повторяем несколько раз.
Физкультминутка.
Наблюдения над словами, одинаково звучащими, но не однокоренными.
Упражнение 25, стр.110 учебника.
Прочитайте задание учебника.
Выполните его самостоятельно.
Какие пары слов выписали? (ком – комок, лимон – лимонад, осинка – подосиновик)
Выделите в них основу и окончание.
Одинаковы ли в этих словах основы?
Повторите вывод, который мы уже делали. В однокоренных словах основы различны.
Объясните, почему вы не выписали пары парта – парк, оса – ослик?
Какие же условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? (1) слова должны быть сходны по смыслу; 2) иметь одинаковый корень)
Подберите однокоренные слова к словам оса и ослик – по четвёркам. Выделите в них основу и окончание.
Какие же основы в однокоренных словах? В однокоренных словах основы различны.
Итог урока.
Подведём итог нашей работы на уроке.
Над какой темой работали?
На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?
Что такое основа слова?
Что узнали о месте основы в слове?
Какую роль выполняет основа в слове?
Где можете использовать полученные знания?
Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:
Опора, фундамент у слова – основа.
В ней смысл заключён и понятно нам слово.
Приставка и суффикс к ней в гости приходят,
А корень живёт, никуда не уходит.
VIII. Рефлексия.
— Составьте слово по подсказкам.
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей
2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.
3. В приставке две буквы «е».
4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.
5. Окончание — первая буква алфавита.
Перемена
А сейчас — перемена, урок окончен, отдыхайте.