Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
по теме:
«Подбор и написание
однокоренных слов»
Подготовила:
учитель начальных классов
Плиева З. Г.
2014-2015 уч.г.
«ПОДБОР И НАПИСАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ»
Цели:
формировать представление о подборе родственных слов;
вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;
развивать внимание, память, умение работать в парах, осуществлять самопроверку и самоконтроль;
воспитывать наблюдательность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой (УМК «Школа России»), карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
— С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ждете от урока?
— Сегодня на уроке у нас новая тема. Вы сами сможете сделать открытия и выводы, приобрести новые знания. Слайд 1.
Знакомство с темой. Постановка цели урока.
— Прочитайте тему урока.
— Что знаете по теме?
— Что сегодня узнаем?
— Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Цель: учиться подбирать и писать однокоренные слова, выделять корни).
Индивидуальная работа по карточкам.
Учащимся предлагаются разноуровневые задания.
Карточка (1 уровень)
Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите.
1) Холод, холмик, холодный. (Холмик.)
2) Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)
3) Моряк, море, морж. (Морж.)
4) Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)
Карточка (1 уровень)
Допиши к данным словам однокоренные слова по образцу, выдели корень в однокоренных словах.
мыло – мыльница гусь – гусёнок
суп — …………… лиса — ………..
хлеб — ………….. тигр — …………
сахар — …………. аист — …………
Карточка (базовый уровень)
В каждой строке найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Лишнее слово зачеркни.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Горный, гора, гористый, горевать.
Карточка (повышенный уровень)
Запиши слова в два столбика. Будь внимательнее: в списке слов есть лишние слова.
Слова: моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительный, (к) морю, мордочка.
Формы одного слова море | |
|
|
|
|
|
|
Минутка чистописания.
— Прочитайте соединения. Слайд 3.
— Они будут нужны для написания слов. Давайте повторим основные соединения. (Верхнее, нижнее)
— Пропишите аккуратно соединения до конца строки.
Словарная работа.
1. Списывание с заданием.
— Прочитайте слова. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Слайд 4.
(Словарь: л…пата, м…рковь, б…лото, в…сток, г…рох.)
— Что общего в написании слов? (Буква «О» в первом безударном слоге)
2. Самопроверка с доски.
— Давайте проверим.
3. Знакомство с новым словарным словом.
— Предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом. Слайд 5.
Оса, осина, осиновое.
— Какое слово лишнее? Почему? (Слово «осина» не является однокоренным).
Запись слова осина. Деление слова на слоги. Постановка ударения. Выделение безударного гласного.
4. Работа с текстом.
— Что такое «осина»?
— Давайте немного узнаем об этом дереве. (Чтение текста вслух). Слайд 6.
ОСИНА
Осина – светолюбивое дерево. Разрастаясь, деревья образуют целые осинники. Осенью под ними растут грибы подосиновики.
Листья осинки имеют тонкие черешки. От ветра листочки дрожат. В народе появилась поговорка «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке, который дрожит, трясется от волнения или страха.
— Что узнали о дереве?
— Что значит «дрожит как осиновый лист»? Слайд 7.
— Это устойчивое выражение называют фразеологическим оборотом.
— Составьте устно предложение, используя фразеологический оборот.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
— Какие слова называются родственными или однокоренными?
— Что такое корень?
2. Выборочное письмо. Слайд 8.
— Выпишите из текста родственные слова к слову осина? Выделите корень.
3. Взаимопроверка с оказанием помощи друг другу.
— Проверьте работу друг друга, помогите товарищу.
4. Проверка со слайда. Слайд 9.
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
Физминутка. Слайд 10-12.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Проблемная ситуация. Слайд 13.
— Итак, сегодня будем учиться подбирать однокоренные слова. В процессе работы попробуйте ответить на вопросы, а потом сделаем вывод.
На слайде и на партах таблица. Ее нужно заполнить. Работать будете в парах.
Прочитайте названия столбиков. Вам нужно, используя корни, подобрать однокоренные слова: существительные, прилагательные, глаголы.
— Что для этого нужно вспомнить? (Части речи)
2. Поиск решения.
Работа в парах.
Заполните таблицу.
Понаблюдайте за написанием однокоренных слов.
Выделите корни.
Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов?
Сделайте выводы.
существительное | прилагательное | глагол | |
свет |
|
|
|
рыб |
|
|
|
час |
|
|
|
зим |
|
|
|
лес |
|
|
|
3. Фронтальная проверка по строчкам.
4. Проверка со слайда. Слайд 14.
5. Вывод.
— Удалось ли вам подобрать однокоренные слова, пользуясь различными частями речи?
— К каким корням мы не смогли подобрать слова-глаголы? Почему?
Для вывода продолжите предложения:
для подбора однокоренных слов можно использовать …..(однокоренные слова разных частей речи)
корень в однокоренных словах пишется …… (одинаково)
Физминутка.
Система упражнений.
Первичное закрепление. Комментированное письмо. Упражнение 140.
Самостоятельная работа. Упражнение 141.
Выборочная проверка.
-Прочитайте однокоренные слова существительные и глаголы; существительные и прилагательные.
Вывод.
— Какую задачу ставили в начале урока по русскому языку?
— Справились с этой задачей?
— Какие знания помогли справиться с этой задачей?
Рефлексия.
— Выразите свое отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную учебную деятельность. Продолжите предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
XII. Домашнее задание.
Стр.66,упр.144.