Конспект урока для 3 класса «Понятие об окончании и основе слова»

Технологическая карта урока «Понятие об окончании и основе слова»

Учительница: Адутова В.В..


Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

Цель образовательная: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное умение находить окончание и основу в словах и графически их обозначать.

Цель развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, выделять главное, делать выводы.

Цель воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, в паре


Технологии


Технология проблемно-диалогического обучения, технология ИКТ.



Планируемый результат

Предметный

-учебно-языковые: умение находить в словах окончание и основу; составлять предложения из слов в начальной форме;

-речевые умения: умение строить высказывания в научном стиле.

Личностный: оценивать свои достижения, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметный: ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

-самостоятельно формулировать тему урока;

-осуществлять самоконтроль;

-выделять и осмысливать необходимую информацию,

— строить рассуждения;

-высказывать своё мнение;

-слушать и слышать других;

— договариваться и приходить к общему мнению.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Парная работа



Учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Технические средства: компьютер




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Оргмомент

– Добрый день, ребята! У нас

урок русского языка.

Проверьте, как организовано ваше

рабочее место, как расположены

учебники и письменные принадлежности.

Почему это важно? Выскажите свои мысли.

Учащиеся

проверяют

готовность к уроку.

Высказывают

предположения

УУД:

– умение мобилизоваться

для работы


II. Актуализация изученного


1.Самостоятельная работа




2.Самопроверка.

На доске слова:

М_сты, сла_кий, в_ехал, с_сна, ги_кий, под_езжать, л_сёнок, гла_кий, с_ест.

— Спишите слова, вставляя нужные буквы.

Кто пойдет к доске?



Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какую отметку ты бы себе поставил?


— У кого не было ни одной ошибки, поднимите руки. Молодцы!


Распределите слова в три группы. По какому признаку распредилили?






Один ученик вставляет буквы, объясняя орфограммы.

















-Безударная гласная, парные согласные, разделительный Ъ

Предметные:

– уметь объяснять изученные орфограммы

УУД:

– оценивать результаты

работы (р.);

– слушать и понимать

речь других; уметь

с достаточной полнотой

и точностью выражать

свои мысли;

– осуществлять

самоконтроль (р.);


III. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели.




























IV. Формулирование проблемы.








V. Поиск решения.


На доске заготовка предложения «Мам_ слушает дочк_.

Задание.

— Допишите слова так, чтобы получилось предложение.

У всех получилось одинаково?

Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?

Мама и маму это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова.– А дочка и дочку?

Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же?– Как называется эта изменяемая часть слова?

Как вы поняли, что такое изменяемая часть?

-Итак, какова же тема урока? Цель?


Как обозначается окончание? Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. Какой вопрос возник?

-Попробуем ответить на этот вопрос.


Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

Ученики составляют первое предложение:


Звучит нежная мелодия вальса.

Прочитайте слова на второй строчке.

Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?– Составьте и запишите предложение.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

Почему же вы изменяли окончания слов?

Так для чего служит окончание?

4. Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте правило на стр.144Как вы поняли, что такое основа слова?

Как думаете, почему эта часть получила такое название?– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях).

Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144.

Какие будут предположения?














Разные буквы на конце слов мама и дочка.




Это одно и то же слово.


Изменилась какая-то их часть.

Ученики высказывают предположения.


-То, что у слова меняется.


Окончание слова.


-Заключается в квадратик.


Какую же роль играет окончание?





-Нет. Слова между собой не связаны.





-Изменить окончания.









-Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.


-Для связи слов в предложении.





-Часть слова без окончания.


-В основе заключён смысл, значение слова.









Предположения детей.


-формулировать

учебную задачу (п.);












































-уметь анализировать, делать выводы




Физкультминутка















VI. Развитие умений –применение нового знания.

1. Работа с учебником.






















1. Работа в учебнике.

1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются в паре устно по «шагам» в задании.

Какую новую информацию вы получили из учебника?

Что значит – нулевое окончание?

Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.)




3. Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах.













Ответы детей.


Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках.

Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики.

Чтение вывода в рамке учебника на с. 145.


Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу.














Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

— ориентироваться

в учебнике; воспринимать

и находить необходимую

информацию; анализировать

ее





VII. Итог урока

-Что нового узнали вы на уроке? Какая была проблема?

-Удалось ли нам разрешить проблему?

-Как оцениваете свою работу?

Обобщают, делают, выводы.

Самооценка на «Лестнице успеха»




VIII. Домашнее задание


Выучить определения на стр. 144,145, стр.162 упр. 2




Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Правописание -чу –щу ». «Наша бабушка»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: