Конспект урока для 3 класса «Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне»


Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК

«Перспектива» учителя начальных классов МБОУ «Черемшанский лицей» Зиннуровой Н.С.


Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Цель:

– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.

Регулятивные УУД:

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развитие умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты:

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: Русский язык: учебник автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; рабочая тетрадь автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; презентация к уроку.

Ожидаемые результаты:

— реализация поставленных задач

Способ контроля:

— фронтальный опрос

— самостоятельная работа

— устные ответы учащихся

Ход урока.

Организационный момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас —

Русский язык сейчас. (Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.)

Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи!

Актуализация знаний.

Чистописание.

Подготовка пальчиков к письму.

Рр Дд уд дру бд (на доске)

— Прочитайте.

— Какие соединения увидели?

— Запишите красиво и аккуратно.

— Прочитайте пословицы.

1) Друзей много, а друга нет. 2) Нет такого дружка, как родная матушка.

Задания:

— Как вы понимаете пословицы?

— Какие пословицы о дружбе вы еще знаете?

— Какие орфограммы увидели?

— Обратите внимание на знаки препинания.

— Прочитайте еще раз, запомните и запишите по памяти любое из них.

Запись пословицы по памяти. Проверка написанного.

Подчеркните знакомые орфограммы. (Фронтальная работа .) Взаимопроверка. Взаимооценка.

Давайте повторим пройденный материал.

— Какие части слова вы знаете?

— Что такое корень?

-Что такое окончание?

— Что мы называем приставкой?

— Что называют суффиксом?

— Какие слова мы называем родственными?

— Как пишутся корни родственных слов?

Создание проблемной ситуации.

-Подберите к прилагательному друг однокоренные слова.

Свежие документы:  Программа элективного курса по русскому языку для 11-х классов "Средства выразительности речи, тропы, стилистические фигуры

-Вспомните существенные признаки однокоренных слов (Имеют общее смысловое значение, написание корня совпадает).

— Напишите родственные слова.

Друг, друзья, дружный, подружка, подружились.

А теперь выделите корень.

— В чем возникли затруднения? (В обозначении корня.)

-Подумайте, заключается ли в этой части смысл данного слова?

— Давайте попробуем убрать последнюю букву в корне в слове и поставить обычную для корня. Сделаем корни одинаковыми.

— Произносится непривычно, неудобно и даже немного непонятно.

— При образовании слов и форм звуковой облик корня может меняться, согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова, чередоваться. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов.

Сформулируйте тему урока. (Чередование согласных звуков в корне.)

Попробуем определить цель урока. (Ответы детей.)

— Но прежде чем перейти к новой теме урока, проведем словарные слова.

Словарная работа. Письмо под диктовку. Улица – уличный, собака – собачий, горох – горошина. , каблук — каблучок, петух – петушок.

— Проверьте с карандашом в руке каждое слово.

— Поднимите руку, у кого все слова правильно написаны.

-Все справились! Молодцы!

— Выделите корень в словах.

— Что заметили?

— Какие чередования увидели?

Теперь подчеркните чередующиеся согласные в словах.

Физминутка.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Первичное закрепление.

1) Фронтальная работа:

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.

Сады, сажать, …

Печь, печка, …

2) Работа в парах:

Пух, пуховый, …

Снег, снежок, …

Выводы на экране.

Работа по учебнику.

• Стр. 165, упражнение 95. 96.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какие открытия вы сделали для себя сегодня? Что интересного было на уроке?

— Какие чередования вам встретились сегодня?

— Какое задание понравилось?

— Что вызвало затруднение?

— С каким настроением уходим с урока?

— Оцените свою деятельность на уроке.

Самооценка. Взаимооценка.

Домашнее задание: повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр. 167, правило на с. 96.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: