Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК
«Перспектива» учителя начальных классов МБОУ «Черемшанский лицей» Зиннуровой Н.С.
Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Регулятивные УУД:
1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Развитие умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты:
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: Русский язык: учебник автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; рабочая тетрадь автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; презентация к уроку.
Ожидаемые результаты:
— реализация поставленных задач
Способ контроля:
— фронтальный опрос
— самостоятельная работа
— устные ответы учащихся
Ход урока.
Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас —
Русский язык сейчас. (Ученики проверяют свою готовность к уроку.
Эмоциональный настрой.)
Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи!
Актуализация знаний.
Чистописание.
Подготовка пальчиков к письму.
Рр Дд уд дру бд (на доске)
— Прочитайте.
— Какие соединения увидели?
— Запишите красиво и аккуратно.
— Прочитайте пословицы.
1) Друзей много, а друга нет. 2) Нет такого дружка, как родная матушка.
Задания:
— Как вы понимаете пословицы?
— Какие пословицы о дружбе вы еще знаете?
— Какие орфограммы увидели?
— Обратите внимание на знаки препинания.
— Прочитайте еще раз, запомните и запишите по памяти любое из них.
Запись пословицы по памяти. Проверка написанного.
Подчеркните знакомые орфограммы. (Фронтальная работа .) Взаимопроверка. Взаимооценка.
Давайте повторим пройденный материал.
— Какие части слова вы знаете?
— Что такое корень?
-Что такое окончание?
— Что мы называем приставкой?
— Что называют суффиксом?
— Какие слова мы называем родственными?
— Как пишутся корни родственных слов?
Создание проблемной ситуации.
-Подберите к прилагательному друг однокоренные слова.
-Вспомните существенные признаки однокоренных слов (Имеют общее смысловое значение, написание корня совпадает).
— Напишите родственные слова.
Друг, друзья, дружный, подружка, подружились.
А теперь выделите корень.
— В чем возникли затруднения? (В обозначении корня.)
-Подумайте, заключается ли в этой части смысл данного слова?
— Давайте попробуем убрать последнюю букву в корне в слове и поставить обычную для корня. Сделаем корни одинаковыми.
— Произносится непривычно, неудобно и даже немного непонятно.
— При образовании слов и форм звуковой облик корня может меняться, согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова, чередоваться. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов.
Сформулируйте тему урока. (Чередование согласных звуков в корне.)
Попробуем определить цель урока. (Ответы детей.)
— Но прежде чем перейти к новой теме урока, проведем словарные слова.
Словарная работа. Письмо под диктовку. Улица – уличный, собака – собачий, горох – горошина. , каблук — каблучок, петух – петушок.
— Проверьте с карандашом в руке каждое слово.
— Поднимите руку, у кого все слова правильно написаны.
-Все справились! Молодцы!
— Выделите корень в словах.
— Что заметили?
— Какие чередования увидели?
Теперь подчеркните чередующиеся согласные в словах.
Физминутка.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
Первичное закрепление.
1) Фронтальная работа:
Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.
Сады, сажать, …
Печь, печка, …
2) Работа в парах:
Пух, пуховый, …
Снег, снежок, …
Выводы на экране.
Работа по учебнику.
• Стр. 165, упражнение 95. 96.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какие открытия вы сделали для себя сегодня? Что интересного было на уроке?
— Какие чередования вам встретились сегодня?
— Какое задание понравилось?
— Что вызвало затруднение?
— С каким настроением уходим с урока?
— Оцените свою деятельность на уроке.
Самооценка. Взаимооценка.
Домашнее задание: повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр. 167, правило на с. 96.