Учитель: Денисенко Н.А.
Русский язык, 3 класс
Цель: 1. создать условия для отработки учащимися навыка определять род имени существительного;
2. способствовать развитию логического мышления и устной речи, через умение отвечать, доказывать свою точку зрения;
3. содействовать воспитанию умения работать самостоятельно, навыку самоконтроля, самооценки.
Оборудование: план, фотографии отгадок, дидактический материал к уроку.
ПЛАН УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
1. Мотивационно-целевой этап. Орфографическая минутка.
2. Операционный этап. Теоретический этап.
Тест.
Помощь: Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов: -ев- -от- -ость- -авиц- -ок-
3. Рефлексия.
| — Посмотрите, какой сегодня прекрасный морозный день. И у нас в классе тепло и уютно. Я хочу пожелать вам на уроке удачи. И вы в парах пожелайте удачи друг другу. — Запишите число, классная работа.
— Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки и записать получившиеся ответы, называя орфограммы.
1) Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (снег) 2) Кто-то утром застеклил, Как окошко, воду, Чтоб карасик не простыл В лютую погоду. (лёд) 3) Он рисует на стекле Пальмы, звёзды, шарики, Говорят, ему сто лет, А шалит как маленький. (мороз) 4) На дворе – горой, А в избе – водой. (сугроб) 5) Сказочная девочка, Зимою к нам пришла, Дедушке Мороз очень помогла. (Снегурочка)
— Что объединяет все эти слова? (зима)
Снег, лёд, мороз, сугроб, Снегурочка.
— Что ещё общего в этих словах? (Тема, это существительные, обозначают предмет, ед.ч.) — Какое слово лишнее? (Снегурочка – одушевлённое, собственное, ж.р.)
— Давайте обобщим наши знания об имени существительном с помощью кластера. Имя существительное
Постоянные признаки Непостоянные признаки
Одуш.-неодуш. Ед.ч., мн.ч. Собств.-нариц. падеж М.р., ж.р., ср.р.
— Какого рода наши слова? — Как вы его определили? (повторение правила) — Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? — Поставьте для себя цели на урок. Обсудите их в парах. — Выслушаем некоторые из них.
— Давайте проверим прочность наших знаний по теме, а для этого выполним тест.
ТЕСТ. 1. Найдите верное определение: Имя существительное – это … А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать? В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2. Найдите слово, обозначающее предмет: А) умный Б) быстро В) смех Д) едет 3. Какое слово лишнее? А) река Б) свет В) книга Д) лента. 4. Найдите одушевленные имена существительные: А) сказка Б) шутка В) девочка 5. По какому признаку сгруппированы слова: Небо, окно, поле, платье, пальто. А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода 6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода: А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный 7. Найди собственные имена существительные женского рода. А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь 8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода. А) Хлебное поле заросло колосьями. Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко. 9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный: А) Лимон, банан, огурец. Б) Помидор, карандаш, нос. В) Шарф, огород, луч.
— Взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу. — С какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»? — Кто не справился с работой? — Какие испытываете затруднения? — Что можно посоветовать этим ученикам? — Посчитайте баллы. — Это и будет тема нашего урока: Род имени существительного. — Поставьте для себя цель на урок и обсудите её с соседом. (несколько вариантов прослушиваем) — Перед тем как приступить к работе, давайте ещё раз повторим, как определить род имени существительного?
УРОВЕНЬ 1 — Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам. Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, умница. (проверка по ключу) — Вы ничего не заметили при проверке? Определите род. Почему вызвало затруднения? Есть слова общего рода, которые мы можно употреблять и по отношению к мужчинам, и к женщинам. Какие ещё такие слова вы можете назвать? — К словам ж.р. подберите СИНОНИМЫ. — Оцените свою работу, не забывайте о настроении.
УРОВЕНЬ 2 — От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род. Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый. (проверка фронтальная) — Почему получаются разные слова? (слова образуются с помощью приставок и суффиксов, их можно использовать разные) — Оценим свою работу.
УРОВЕНЬ 3 — Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.
Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице. — Назовите пословицу, которую встретили. Как понимаете её смысл? — Определили ли вы род слова сани? (только мн.число) — Правильность этого задания я проверю сама.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода. (чтение нескольких работ)
-Положите перед собой свой план. — Поднимите руку, кто выполнил теор.ур, 1 и 2 уровни. — Оцените работу на уроке. Кто работал на «5»? на «4»? — Достигли ли вы цели урока? — У кого что-либо не получалось? — Что мы им посоветуем? (Повторить правило) — Как изменялось настроение? — Выберите домашнее задание в соответствии с необходимым уровнем.
|
Учащиеся мысленно настраиваются на урок.
Ответы детей
Делают выводы
Ставят цель на урок
Выполняют тест.
Осуществляют взаимопроверку.
Выполняют упражнение.
Проверяют себя по контрольному листу и оценивают.
Выполняют задания и сигнализируют о готовности. |
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение:
Имя существительное – это …
А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет:
А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее?
А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные:
А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова:
Небо, окно, поле, платье, пальто.
А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода
Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:
А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода.
А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.
А) Хлебное поле заросло колосьями.
Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:
А) Лимон, банан, огурец.
Б) Помидор, карандаш, нос.
В) Шарф, огород, луч.
КАРТОЧКА №1.
— Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.
Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, снежинка.
КЛЮЧ.
м.р. ж.р. ср.р.
Мороз, метель, облако,
праздник, удача, небо,
волшебник, снежинка, дерево.
КАРТОЧКА №2.
Задание А.
— От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.
Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.
Задание Б.
— Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.
Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.
ПОМОЩЬ (2 уровень):
Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов:
-ев-
-от-
-ость-
-авиц-
-ок-