Русский язык 3 класс
Тема урока: Синонимы и антонимы.
Цели деятельности учителя: Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся.
Тип урока: Постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научаться: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (УУД): владеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог,оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс, толковый словарь русского языка, словарь синонимов русского языка, словарь антонимов русского языка, рабочая тетрадь, дидактические карточки.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Эмоциональная мотивация -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | Цель: оценить свою готовность к уроку.
(дети стоят) (дети садятся) Вывод: готовы к уроку. | |
2. Повторение изученного. Актуализация знаний: Цель: создание условий для развития регулятивных УУД . | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности. ( На доске буквы: г у р щ д ц)
Какое слово у вас получилось? — Что вы можете сказать об этом слове? — Какая орфограмма в этом слове? — Подберите родственные слова. -Докажите, что это родственные слова. — (запишите их в тетради) — А как вы понимаете лексическое значение слова друг? -Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте… ( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова) — А какие пословицы вы знаете о дружбе Мобилизация внимания.
| Цель: подготовиться к работе на уроке. Открывают тетради, записывают число -Друг. -Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч. -Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука. -Парная согласная в корне слова. -Проверка друг -нет друга. -Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище. -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение. — Лексическое значение — это то, что обозначает слово. — Самостоятельные части речи. — Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. — Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию. — Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Дети читают с.43 учебника | На доске: • Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Друг познается в беде. Используется методы беседы. |
3. Постановка проблемы урока. Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.
| ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы. Мобилизация внимания. — Подберите к слову друг слова близкие по значению. — Что общего у этих слов? — Такие слова называются …(синонимы.)
Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. — Что общего у этих слов? — Такие слова называются …( антонимы.) | Цель: повторить слова с не проверяемым написанием. -Приятель, товарищ. — Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. — Слова близкие по значению. — Враг – друг. — Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. — Слова, противоположные по значению.
| Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы. фронтальная беседа. |
4. Введение в тему урока. Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;
| ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение…); Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы. -Вы догадались какая тема нашего урока? — Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы?
| Цель: оценить как усвоены новые понятия
Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи. | Работа с учебником: с.42 правило |
5. Изучение нового учебного материала. Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль антонимов в предложении и в речи, используя текст. — Прочитайте внимательно текст упражнения 72 с.44 Почему он так называется? А какое настроение вызывает вас осень? Найдите в тексте и выпишите из него все антонимы -Какой вывод можем сделать об антонимах? — Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами Работа по учебнику стр. 43 упр. 70 — Прочитайте. — Вставьте пропущенные орфограммы -Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?) Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой. Физминутка: Цель: создать условия для • мыслительной и физической разгрузки • сохранения мотивации учения -Выполняем движения все вместе. Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко — близко ( 3 раза)., налево — направо (3 раза) — Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала? | Цель: сформулировать понятие «синонимы и антонимы». Выполняют задания по вариантам :
( зачитывают выписанные антонимы) Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи. Самостоятельная работа в печатных тетрадях упр. 51, 53 с.24 С.25 упр.55 ( по цепочке) устно — олицетворение. Выполняют движения. | Работа в печатной тетради упр. 51, 53 Работа по учебнику стр. 43 упр. 70 |
6. Закрепление учебного материала. Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);
| ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий. — А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки. Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение. Маленький мир лучше … …. драки. Горькая правда лучше … …лжи. Лучше враг умный, чем друг … … . Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый. По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре. — Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. | Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности. -Закрепление. ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок) Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений. | Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
| ||
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока. — Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить? Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
— Пришло время оценить вашу работу:
| Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия. — Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее. Рефлексивное оценивание работы на уроке Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся; | |
8. Сообщение домашнего задания, инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
| ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания. -Подвести итог, записать домашнее задание (с. 44 упр. 73) | Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями. Запись в дневник домашнего задания. | На дом предполагается творческое задание, которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы |