4
Русский язык. 3 класс.
Тип урока: ОНЗ.
Тема урока: . «Состав слова. Корень»
Учебный материал для детей и учителя : карточки для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, учебник «Русский язык» 3 класс, М., Просвещение,2013 год, рабочие тетради .
Оборудование: ноутбук учителя, нетбуки учащихся, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику (CD), интерактивная доска, электронные физминутки.
Термины и понятия: состав слова, корень, основа, приставка, суффикс, фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).
Цель: расширить знания детей о составе слова.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— положительное отношение к изучению темы;
— осознавать роль полученных знаний в речи;
— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Предметные
— писать словарные слова;
— совершенствовать знания о составе слова;
— уметь находить в словах приставку, корень, суффикс;
— образовывать однокоренные слова;
— уметь графически обозначать части слова.
УУД
Познавательные умения:
— ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы в парах;
— определять корень слова, и обосновывать своё мнение;
— различать значимые части слова, и обосновывать своё мнение;
— составлять слова из частей.
Регулятивные умения:
— определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— работать по плану с коллективом;
—выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;
— выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания;
— выполнять взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины;
— согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога;
— согласовывать позиции при работе в группе и находить общее решение.
Ход урока.
I . Орг.момент.
Девиз нашего урока: «Корень учения горек, а плод сладок.
Как понимаете пословицу? А можно ли эти слова отнести к нашему уроку? (Да, учиться сложно, но когда всё узнал, то стало легко и понятно и на душе сладко). А вы хотите чтобы в конце урока вам стало сладко? (Да) (1 сл.)
Тогда подарите улыбку и пожелайте друг — другу удачи! (Моё настроение).
II. Построение плана урока. (Коллективная работа) (2сл.)
Итог урока. Рефлексия.
Каллиграфическая минутка.
Физкультминутка.
Оценивание.
Словарная работа.
Работа по теме.
Самостоятельная работа.
Закрепление изученного.
III. Каллиграфическая минутка.
— Какие гласные буквы в безударном положении вызывают у нас сомнения? (а, о, е, и, я). Как правильно писать такие буквы? Чем эти буквы похожи и чем отличаются? (Анализ написания букв). Пропишите эти буквы. (3 сл.)
IV. Словарная работа. (3 сл.)
Вспомните и запишите словарные слова с данными непроверяемыми безударными гласными. (Запись по 1 чел . у доски с комментарием) По какому принципу объединены эти слова?
Бросать слова на ветер.
Я составила вот такое выражение. Найдите в нём слово с непроверяемой безударной гласной . О каком слове идёт речь? Докажите!(Ветер) (4 сл.) Как называются такие выражения? (Фразеологизмы). Что означает это выражение? Послушайте стихотворение.
Мишка другу мёд вручает:
— Нас всегда он выручает.
Слов на ветер не бросаю —
Мёдом всех друзей спасаю!
(Л.Бартенева «Лечение гиппопотама»)
— Чему учит нас герой этого стихотворения?
Словарная работа. )(5 сл.)
Огурец, помидор, морковь — ….
Запад – восток — ….
Привет, приветливо — ….
Как называется каждая группа слов?
Вспомните, что вы знаете о слове? О чём нам хочет напомнить старичок-профессор? (О частях слова)(6 сл.)
V. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели и задач.
При, ый, город, н . О каком слове идёт речь? Как вы поняли?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Части слова.Корень) (7 сл.)
— Какую цель и задачи мы перед собой поставим? (Уметь находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание, корень; образовывать однокоренные слова; уметь графически обозначать части слова )
VI. Работа по теме.
Работа с учебником стр.94-95, диалог Ив. Ивановича и Вани., упр.157 (устно), 150 устно (8 сл.)
— Определите части слова. (Учитель читает толкование частей слова — уч-ся определяют.(9 сл.).
Чтобы сделать разбор слова по составу, давайте составим алгоритм. Обсуждение. Проверка по слайду. (Учитель раздаёт памятки) (10 сл.).
1. Прочитай слово, определи какой частью речи оно является.
2.Измени слово и найди окончание.
3.Выдели основу слова.
4.Подбери родственные слова, выдели корень, определи его значение.
5. Найди приставку в слове. Подбери другие слова с такой же приставкой.
6.Найди суффикс. Подбери другие слова с таким же суффиксом.
7.Составь схему слова.
А теперь давайте пользуясь алгоритмом попробуем на интерактивной доске разберём слова по составу.
–А если вы не знаете как правильно разобрать слово, где можно узнать? (В словообразовательном словаре, интернете..) (11сл.)
— Вторая часть нашей темы называется «Корень». Какие ещё ассоциации возникают у вас с этим словом? (Корень дерева, корень зуба и корень слова) (12 сл.) – Как называются такие слова? (Многозначные)
— Что такое корень слова? Какие слова называем родственными? Чтение правила по учебнику стр. 95. Вывод. (13 сл.)
VII. Закрепление изученного материала.
Выполнение задания в нетбуках в парах.
-Разбор слов по составу по 1 слову. (14 сл.)
Подведение итога этапа с использованием «Приёма информации» (15сл.)
С чем вы сейчас познакомились?
Перечислите термины, необходимые для понимания темы.
Что вам понравилось?
Где изученный материал вам может пригодиться?
Какова главная мысль темы?
VIII. Физминутка. (16сл.)
IX. Творческая работа в группе . (17 сл.)
— Составьте и прочитайте слова, взяв от каждого слова указанную часть:
КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО | |
походка | слово | сестрицы | река |
|
налетели | ученик | куст | молчит |
|
Проверка по слайду. (18 сл.)
КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО | |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
X. Дифференцированная самостоятельная работа (по карточкам). (19сл.)
Самооценка.
XI.Рефлексия. (20сл.)
Я ставил цель…
Я смог самостоятельно…
Я пока затрудняюсь…
Мне понравилось…
XII.Оценивание. (21сл.)
XIII. Домашнее задание. Стр. 95, упр.159, правило. Комментарий. (22сл.)
Благодарность (23сл.)