~~Урок русского языка
Класс: 3
Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу.
Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель:
создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
— сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
— развивать память, внимание, мышление, речь;
— формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный).
Ход урока
1. Орг. Момент: эмоциональный настрой учащихся.
-Какое сейчас время года? Представьте себе что на вашу ладошку упала красивая снежинка. Подарите её соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте удачи.( Слайд 1)
Присядьте, начинаем урок .
2. Минутка чистописания.
-Откройте тетради, напишите дату, классная работа. На следующей строчке напишите каллиграфическим почерком буквы с т а в о с. Составьте слово из этих букв. ( состав) Напишите, обозначьте орфограммы. Проверяем написание по орфографическому словарю.
-Какое значение может иметь слово СОСТАВ? В каком словаре надо искать значение слова? (В толковом словаре) состав (Слайд 2)
-Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое. (Слайд 3)
-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем состав слова? Где нам могут пригодиться полученные знания?
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно проверить, запомнить или посмотреть их правописание по словарю.
3. Актуализация знаний
Игра « Найди лишнее слово» (слайд4)
-Перед вами на доске слова: приставка, суффикс, корень, основа, глагол и окончание.
-Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
Открывается запись темы на доске.(слайд 5)
-Как вы думаете, какова цель урока?
-Начнём с уточнения знаний о составе слова.
-Каждой группе предстоит сообща составить рассказ о какой-либо части слова.
-Что поможет вам составить грамотный рассказ?
Открыть план ответа (слайд6)
1.Что такое?
2.Роль.
3.Место в слове
4.Примеры
-Проверьте, все ли пункты есть в вашем ответе?
-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем состав слова? Где нам могут пригодиться полученные знания?
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно проверить, запомнить или посмотреть их правописание по словарю.
4. Работа над новым материалом
-Вы много знаете о частях слова. А вот умеете ли вы их видеть в слове, сейчас и посмотрим .
-В каком порядке проводится разбор слова по составу?
-Разберите по составу слова «заморозки». (слайд 7)
-Что значит разбор слова по составу?
-С чего предлагаете начать?
-Объясните, почему одно и то же слова, по-вашему, имеет несколько вариантов разбора по составу?
-Какая проблема встала перед нами?
Проблема: Какова последовательность разбора слова по составу? (предположения детей)
-Давайте проверим наши предположения по учебнику. ( Стр.159)
Зарядка для глаз. (Слайд 8)
Ешё раз вспомним состав слова. Для этого прочитаем стихи о частях слова.
1. Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
2. Корень слова — значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства —
Однокоренные подбери слова.
3. Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
4. 3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
5. Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка — впереди.
5.Закрепление изученного (Слайд 10) алгоритм разбора слова
1) Первичное закрепление
Выполнение упражнения 201.Работа по вариантам. 1 и 2 группы -1 вариант, 3 и 4 группы -2 вариант. Взаимопроверка
6. Физминутка.
Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня — присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, — встать.
Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.
2) Игра «Молчанка»
На доске записаны слова в 3 столбика (по количеству рядов в классе).
грязный часовой капустная
перегородка подорожник побелка
листик мосты цепочка
Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют окончания, молча садятся, другие ученики-основу, следующие — корень и.т.д.. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды.
7. Рефлексия (Слайд)
Лестница успеха
Нарисуйте на стикерах какое настроение было у вас в течение урока. Прикрепите стикеры на ступеньки. Если вам было всё понятно-на верхней ступеньке. Если что- то непонятно на второй супеньке., если ничего не поняли на первой ступеньке.
8. Домашнее задание.
— Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
1.Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
— Спасибо за урок.
9. Ну и последнее задание «Составить слово по подсказкам»
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы «е» (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание — первая буква алфавита (-а).
Ответ: «переменка».
А сейчас — перемена, урок окончен, отдыхайте.