Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
г. Михайловки Волгоградской области»
Конспект урока
по русскому языку для 3 класса
по программе «Начальная школа XXI века»
по теме: «Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова»
составитель: учитель начальных классов
Тазова Татьяна Владиировна
г. Михайловка 2014 г.
Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
ЛУУД:_Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Метапредметные (МПР):
РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
ПУУД:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.
КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.
Предметные результаты: умение применять правило правописания гласных о ,ё после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания гласных о ,ё после шипящих в корне слова».
Цель: Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, компьютер, листы самоконтроля, карточки для дифференцированной работы, словари настроения, карточки для групповой работы, для работы в паре, картинки книги, чемодана, мясорубки, мусорной корзины, плакат: «Алгоритм работы с орфограммой «Написание буквы о, ё после шипящих в корне слова», учебник «Русского языка» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М – 2013, изд. «Вентана-Граф».
Действия педагога | Действия обучающихся | |
1. Психологический настрой | — Ребята, у вас на партах лежат Словарики настроения. (синий листок Слайд № 2 — Найдите в списке прилагательные, которые описывают ваше настроение и объясните свой выбор
Я вижу, что вы готовы к работе. А у меня таинственное и радостное настроение, потому что мы вновь отправляемся в путешествие по стране русского языка. Я желаю всем нам новых открытий. | — Я своё настроение хочу назвать ОЖИДАЮЩИМ, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий. — А у меня СПОКОЙНОЕ настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше. — Моё настроение ПРИПОДНЯТОЕ. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем на этом уроке. — А я выбрала ЛИКУЮЩЕЕ настроение. Я очень рада, что начнётся мой любимый урок. |
| Запишите дату и классная работа. — Выпишите буквы обозначающие шипящие звуки: Слайд № 3 На доске: ш, с, ж, з, ц, ч, х, щ — Что вы можете рассказать о звуках, которые обозначают эти буквы ? — На какие группы их можно разделить? — Какие орфограммы мы знаем с шипящими?
Как вы думаете, почему мы вспомнили эти буквы и звуки? Работа в паре. — У вас на столе лежит карточка белая с записанными словами. Прочитайте задание. Объясните, как вы его поняли, что получите в результате его выполнения?
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание. Н_ чной ш_пот б_жит в л_су ж_луди — Но прежде чем проверить, правильность выполнения работы, возьмите лист самоконтроля и в первом задании в правой графе поставьте ! – если вы считаете, что правильно написали безударные гласные, или ? – если вы сомневаетесь в правильности выполнения.
Результат появляется на Слайд № 4 Обратитесь к листу самоконтроля и еще раз поставьте ! или ?
Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений,(определении границы «знания-незнания). -Почему в словах желудь и шепот вы вставили разные буквы? — Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова?
-Ребята, давайте точно определим, что мы можем сделать, а что нет.
|
Дети выписывают буквы: ш, ж, щ, ч Ответы детей: Это буквы, обозначающие согласные звуки, их можно разделить на две группы : всегда твердые – ж,ш; всегда мягкие- щ,ч; звонкие – ж, глухие – ш,щ,ч. В сочетаниях жи-ши
Узнаем новую орфограмму, связанную с шипящими.
Будут вставлены буквы, выделены морфемы, объясним, почему вставили эту букву.
Вписывают в карточку пропущенные буквы, объясняют правописание.
— Мы думаем , пишется о. — Мы думаем , пишется е. -Мы не можем проверить тем же способом. -Да, но этим способом нельзя проверить, т.к.гласная под ударением, но мы все равно не можем определить о или ё. Можем проверить безударную гласную в корне слова, знаем правило. Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова.
|
3. Постановка учебной задачи. | Но может таких слов два и их написание нужно просто запомнить? На Слайд № 5 появляется список слов: желтый, шелк шорты, шоколад, черный…..и др. Слайд № 6 -Итак, мы не знаем как определить, какую букву о или ё писать в корне слова, под ударением, и обратите внимание на то, после каких звуков стоят о,ё. Значит, какая перед нами стоит задача?
Итак, наша учебная задача –научиться писать буквы о,ё после шипящих в корне слова. Слайд № 7 | _Да, нет есть например слово шёл и т.д.
После шипящих.
—Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова. («Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать….…»).
|
4. Решение учебной задачи. | Откройте учебник Урок 46,с. 111. Какой блок? Прочитайте тему урока. _Чему мы учимся в этом блоке? Скажите, а мы будем сегодня повторять главные и второстепенные члены предложения и обозначать их? Давайте подумаем, как будем решать учебную задачу. Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих. Языковой материал для наблюдения — Эту задачу вы попробуете решить в группах. Работая в группах, попробуйте определить закономерность выбора буквы о или ё. Представление результатов. Организует обсуждение результатов. Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих всегда записывается одной и той же буквой. Какие выводы вы сделали понаблюдав за словами в столбиках? Как можем проверить наши предположения? -Читайте, с. 112. -Наши предположения верны? Давайте определим, как мы будем действовать, выбирая для написания букву о или ё в словах: Слайд № 8 Ш-пот ж-луди Обратимся к листу самоконтроля. Оцените, как вы работали в группе. Подчеркните нужное слово. Составим алгоритм, применения данного правила. : Слайд № 9 -Итак, мы решили учебную задачу? Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, Что нужно сделать, чтобы определить, о или е?
Алгоритм на доске и слайде | Правописание. Читают. Изучаем различные орфограммы и способы их проверки
Нет, мы это делаем в блоке «Как устроен наш язык».
-Нет. Может записываться буквой о и буквой ё
-Во всех словах о,ё в корне слова, после шипящих, в левом столбике в словах пишется ё, к этим словам подобраны слова, где в корне звук о не слышится. Мы предположили, что в подобных случаях нужно писать ё. Мы попробовали изменить слова левого столбика так, чтобы звук о не слышался. У нас не получилось. Думаем, что такие слова пишутся с буквой о Прочитаем в учебнике. -Да.
-1.Подбираем родственные слова, выделяем корень. 2.Орфограмма в корне после шипящего. 3.Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится. 4.Такое слово есть- пишу ё. 5.Такого слова нет- пишу о. —Да.
-Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих… «Я умею…», «Я знаю как
Воспроизводят алгоритм. Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм. |
5. Первичное закрепление знаний на практике. | Пришло время закрепить наши новые знания. Я предлагаю выбрать задания, которое вам по силам. Желтая карточка Задание № 1 Выполнить упражнение 1 на странице 113 -Прочитайте задание. -Что необходимо сделать? -Что получите в результате выполнения задания. -Какой шаг алгоритма уже сделан? Задание № 2 У доски работают по 1 ученику Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. Красные щ…чки, мышиный ш…рох, любимые ш…рты, пош…л в парк, ж…лтый шарик, легкий ш…пот. Прежде чем сверить правильность выполнения задания, оцените себя в 3 строке в правом столбике ! – если вы считаете, что правильно написали гласные, или ? – если вы сомневаетесь в правильности выполнения.
Ребята, поднимите руку, кто справился, без ошибок. Кому было сложно выполнять задание? А теперь еще раз поставьте знак ! или ? | Списать, вставить буквы. -Будут списаны слова, вставлены буквы, обозначены морфемы, в которых пропущены буквы. — Первый
Самопроверка на слайде: Задание № 1 Шёпот, щёлка, пчёлы, шёрстка, чёрный, жёлтый, шёлковый, причёска. Задание №2 Красные щёчки, мышиный шорох, любимые шорты, пошёл в парк, жёлтый шарик, легкий шёпот.
|
|
|
|
6. Итог. Рефлексия. | -Какое возникло затруднение в начале урока? -О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить? -Чему научиться? -Какие знания получили? Чему научились?
Раньше об этом знали? -Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше? Мы достигли цели урока? Получили запланированные результаты? -Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения? Вам понравилась исследовательская работа в группе, в паре? Чем? Грамотному человеку необходимы эти знания? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания? Обратимся к листу самоконтроля 4 строка, выберите в правом столбике запись и около Зеленого — кружка поставьте галочку, если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, плодотворно и вы научились писать слова с буквой о, ё после шипящих. Поставьте галочку около жёлтого кружка, что научились писать слова с данной орфограммой, но вам еще нужна помощь, и около красного кружка – если вам было трудно на уроке. — Ребята вы сегодня на уроке получили новую информацию, т.е. познакомились с новой орфограммой и символически я обозначила эти знания красной книжечкой, которая лежит у вас на столе, вот сейчас хорошо подумайте, под какой картинкой вы бы прикрепили свою книжечку – информацию. Чемодан, мясорубка, корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
| -Не знали какую букву о или ё вставить в слова. — Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, -Научились определять Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих
—Нет. -Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем как их писать.
-Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова. Ответы детей…….
Дети прикрепляют свою книжку под картинкой. |
7. Домашнее задание | По выбору Стр.114 упр. 3 или творческое задание со словами исключениями на стр. 113 рубрика «Обратите внимание» Придумать рассказ. |
|
Приложение
Словарик настроения. | ||
|
«Лист самоконтроля».
Фамилия, имя ученика_____________________________
Самооценка | |||
1. Работа в паре |
| ||
2. Работа в группе | активен пассивен | ||
3. Задание на карточке |
| ||
4. Рефлексия | Урок полезен | Нужна помощь | Было трудно |
! – Если считаете, что выполнили правильно без ошибок.
? – Если вы сомневаетесь в правильности выполнения.
Работа в паре
Задание: вставьте пропущенные буквы, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание.
н__чной — _______________
ш__пот — ________________
б__жит — ________________
в л_су — _________________
ж__луди — _______________
чёрный – чернеть жёлтый – желтеть шёл – вышел жёлуди — желудей | шов шорты шорох |
Карточка для дифференцированной работы
Задание № 1
Выполни упражнение 1 на стр. 113 из учебника.
Задание № 2
Спиши словосочетания, вставь пропущенные буквы.
Красные щ…чки, мышиный ш…рох, любимые ш…рты, пош…л в парк, ж…лтый шарик, легкий ш…пот.