Конспект урока по русскому языку
в 3 «А» классе
Тема: «Виды предложений по цели высказывания»
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 3 класс
Цель: дать ученикам знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.
Задачи:
Дидактические:
— наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;
— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
— формирование элементарных лингвистических представлений.
Развивающие:
— развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
— развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
— воспитание навыка самостоятельности;
— формирование чувства языка;
— воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.
Ход урока:
I этап. Организационный момент.
— Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.
— Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
— Откройте тетради.
— Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.
II этап. Актуализация знаний.
— Вспомните, что такое предложение?
Предложение
Слова связаны по смыслу.
Выражает законченную мысль.
— Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
Запись на доске
на, созрел, урожай, поля;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, золотая, осень;
— Почему вы считаете, что это предложения?
— Запишите предложения в тетрадь.
Проверка – два ученика записывают предложения на доске.
— Почему разные знаки препинания в конце предложений?
— Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
— Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
III этап. Сообщение темы и целей урока.
— Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
— Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
— Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?
— Какая тема урока?
Тема:
Предложения по цели высказывания.
— По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?
— Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
IV этап. «Открытие» нового знания.
— А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
— Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
— Выходите к доске все вместе.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать воспретить
рапортовать разведать воздействовать
— Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
— Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
— Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
— Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
— Сравните наши выводы с таблицей.
Таблица «Предложения по цели высказывания».
— Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V этап. Применение новых знаний на практике.
— Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.
. Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
— Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
— Запишите предложения.
Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.
— Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.
Проверка.
Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
— Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
Физминутка
VI этап. Закрепление.
Работа у доски.
— Запишем предложения и укажем, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
— Приготовьте листочки с квадратиками.
— Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
— Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
— Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?
VIII этап. Рефлексия.
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
— Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
— Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
— Какова цель высказывания у побудительного предложения?
— Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
IX этап. Домашнее задание.
— Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.